Восемь уловок супермаркета: как не стать жертвой маркетинга

Каждую неделю участники «Народного контроля» проходят с проверкой больше сотни торговых точек в Череповце. Только за первую неделю октября было снято около 80 кг просроченной продукции.На этот раз «Голос...» попросил руководителя проекта «Народный контроль» поделиться его наблюдениями об используемых супермаркетами уловках.

Маркетинг в действии

Речь, конечно, не идет о злостном обмане покупателей. Скажем так: магазины используют некоторые хитрости, чтобы покупатель купил либо больше товаров, либо по большей стоимости. Восемь таких приемов нам перечислил Илья Ивашов, уже заслуживший в городе славу череповецкого «ревизорро» (по аналогии с программой, выходящей на центральном ТВ).

1. Продукты на прилавках расположены так, чтобы в поле зрения потребителя попадали те товары, которые необходимо продать в первую очередь. Например, дешевая кукуруза в не совсем красивой упаковке будет стоять на нижних полках, и вряд ли вы захотите обратить на нее внимание. Тот же товар, но дороже и интереснее упакованный, будет стоять на уровне ваших глаз. Продукты посвежее находятся на полках подальше, а те, что постарее, — поближе.

2. Самые ходовые товары — например, хлебобулочные изделия, молоко, колбасная продукция — будут находиться в противоположном от входа конце супермаркета. Чтобы туда добраться, необходимо пройти вдоль всех витрин — по пути вы рискуете положить в корзинку и то, что не планировали купить.

3. На кассе, как правило, бывает небольшая очередь. В ожидании вы разглядываете яркие стенды с жевательной резинкой, шоколадками и разной мелочью, которую в спешке и не купили бы.

4. Тележка — в некотором роде тоже маркетинговый ход. Если вы уже загрузили в нее товар, но спустя время передумали, вам будет неловко возвращаться среди тесных рядов, чтобы вернуть его на место. К тому же тележка не оттягивает вам руки, она вместительная, а значит, вы наберете больше продуктов, чем в обычную корзинку или в руки.

5. Покупателя в супермаркетах обычно сопровождает аромат салатов, гриля и кондитерских изделий. Это возбуждает аппетит, а голодный покупатель тратит больше, чем сытый.

6. Товары на вес — например, сахар, крупы, овощи — фасуются более килограмма. Покупатель, хотевший взять меньший объем данного товара, в итоге возьмет больше.

7. Обычно на большие суммы в супермаркетах даются небольшие скидки или дисконтные карты для привлечения покупателя, чтобы посещать только этот магазин, где к нему относятся с уважением и желают доброго дня.

8. На ценниках крупным шрифтом указаны цены со скидкой, которая дается при выполнении определенных условий — покупке трех и более единиц товара или по дисконтной карте. А настоящая цена пропечатывается ниже и мельче. Невнимательный человек может ее просто не заметить либо стоимость товара у него будет ассоциироваться с той, что написана крупным шрифтом.

Советы покупателям

— Заранее подсчитайте точную стоимость покупки, — рекомендует руководитель «Народного контроля». — Внимательно следите за действиями продавца при взвешивании товара. Не отвлекайтесь, когда ваши покупки пробивают в кассе. Не отходите от кассы, пока не сверите цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. Обязательно сохраняйте чек.

Как замечает Илья Ивашов, ценники в некоторых супермаркетах Череповца живут своей жизнью, висят где им вздумается или вовсе отсутствуют. Так что смотрите внимательнее, что конкретно указано на ценнике, совпадает ли содержание с наименованием и весом продукта.

— Потребитель в любом случае вправе ориентироваться на ценник. Если на кассе пробивают другую сумму, то он может по своему выбору отказаться от покупки и потребовать возврата всех уплаченных денег, ссылаясь на недостоверную информацию о товаре; либо потребовать продажи товара по стоимости, указанной в ценнике, и возврата переплаченной суммы. Убедительно действует на продавцов напоминание, что за недостоверные ценники налагается штраф.

Частные вопросы

Что делать в спорных ситуациях, когда, например, кассир обсчитал покупателя и пробил товар по завышенной цене либо включил в чек продукцию, которую покупатель не приобретал?

— За обман потребителя Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штраф, — напоминает череповчанам Илья Ивашов. — Навряд ли магазин захочет связываться, поэтому вам обязаны вернуть разницу в цене или заново пробить чек.

— За недовес тоже предполагается наказание?

— Согласно ст. 14.7 КоАП за обмеривание, обвешивание, обсчет магазинам грозит штраф до 20 000 рублей. И конечно же, покупателю должны вернуть деньги либо добавить недостающее количество продукта.

— Бывает, что покупатель нечаянно разбивает бутылку или банку, стоящую на краю полки. Он должен заплатить за нее?

— Случайно повредив товар в магазине, вы можете смело отказываться платить за него. До момента покупки товара его собственником является магазин.

Но КоАП предусматривает ответственность за умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества. Если продавец станет обвинять вас в таком умысле, напомните ему, что все это надо доказать в суде. Ввязываться в тяжбу магазин вряд ли захочет.

— Может ли покупатель потребовать вернуть деньги за некачественный товар, если чек не сохранился?

— Может. И не забывайте о правиле: если к моменту вашего обращения с претензией товар подорожал, то продавец обязан вернуть именно новую, выросшую стоимость. Вообще же на торговцев, «не узнающих» свой товар, убедительно действует упоминание о Роспотребнадзоре.

Елена Молчанова