Премию «Душа России» завоевала руководитель череповецкого ансамбля «Северные зори»

«Душа России». Премию российского правительства с таким названием завоевала руководитель череповецкого ансамбля «Северные зори». Что означает эта награда, как сделать танец живым — за ответами на эти вопросы отправились на репетицию знаменитого коллектива

Носок, пятка. А теперь присели... Балетная четкость и благородство движений. Это нарабатывается. Годами. Вот так, у станка. У народного сценического танца — классическая основа.

«Двигайтесь, пожалуйста. Осанка... Можно..», — командует руководитель.

Татьяна Изюмова — здесь главный руководитель. Художественный. Дает команды негромко, но слышат их все 50 человек в зале.

«Не боимся — скорее уважаем», — говорят ребята.

Вот так с уважением друг к другу, а главное к танцу уже почти полвека. Ансамбль «Северные зори» появился в 1966 году. По словам Татьяны Изюмой, главная задача — создавать на сцене красивый идеальный мир.

«Где ваша широкозубая улыбка?», — спрашивает Татьяна Изюмова.

Да, в этом мире принято улыбаться, каким бы ни было трудным движение. Принято быть стройным, так что за весом следят. Принято, чтобы движения были слаженными, так что здесь много работают. Девчонки, которые наблюдают за репетицией со стороны — пока стажеры. Но при желании...

«Занимаешься, тебя ставят на замены на какие-то, потом постепенно входишь в номера», — рассказывает Настя Гребнева.

Интересно, что высокие девушки чаще всего танцуют хоровод. У низеньких лучше всего получается плясовая. Какие только танцы не исполняли «Северные зори». Где только не выступали. По итогам всевозможных конкурсов, по итогам голосования — художественный руководитель Татьяна Изюмова получила премию правительства страны «Душа России». Как достаются такие награды?

«Я смеюсь, шутя, что есть самодеятельная хоккейная лига ночная, вы знаете? У нас тоже вечерняя лига. Мы до сих пор не являемся профессиональным коллективом», — делится художественный руководитель ансамбля «Северные зори» Татьяна Изюмова.

Несмотря на высокий уровень мастерства, на репетиции проходят 4 раза в неделю — все эти танцоры считаются любителями. Это означает, что у всех есть работа. А в классе приходится встречаться после нее, по вечерам.

«Я работаю на заводе, и специальность моя звучит как машинист паровых турбин, я инженер – теплоэнергетик»,- говорит Иван Прокопович.

В классе инженеры, школьники, педагоги превращаются в Марьюшек и царевичей из сказки. На вешалках в костюмерной — десятки всевозможных образов. На сарафаны и рубахи денег уже не выделяют. Приходится справляться самим.

Кокошник танца — брэнда Вологодской области — «Вологодские кружева» — украшен кристаллами Сваровски. Стоит танцевать хотя бы для того, чтобы надеть такую красоту.

Отрепетированные движения, костюм — еще не все. В каждый поворот, улыбку, говорит Татьяна Изюмова, нужно вкладывать настроение, характер. Тогда получается настоящий живой танец. Тогда можно раскрыть душу целого народа...