35media.ru«Долой бесовщину!»: Православные протестуют против съемок фильма в Кириллове

«Долой бесовщину!»: Православные протестуют против съемок фильма в Кириллове

Картина Николая Досталя «Монах и бес», которая две недели снимается в монастыре, вызвала страсти еще на стадии сценария, а в Кириллове киношников ждали протесты верующих. «Долой бесовщину», — говорят они. «Вспомните повести Гоголя о чертях», — советует режиссер.

— Жанр фильма «Монах и бес» — трагикомическая история, — говорит Николай Досталь. — О том, как в одном из монастырей появляется послушник Иван Семенович. Но появляется не один, за ним увязался черт по имени Легион, который выглядит при этом как обычный человек. Действие происходит во времена Пушкина и Гоголя.

О замысле картины известный режиссер Николай Досталь объявил еще два года назад, тогда же были названы и предполагаемые места съемок. Главные сцены решено было снять в стенах музея «Кирилло-Белозерский монастырь», с которым у Досталя связана работа над несколькими картинами. Кроме того, по некоторой информации, именно во время съемок в Кириллове 20-серийного сериала «Раскол» Досталю пришла идея снять фильм про одолеваемого бесом монаха. В том же 2013 году в журнале «Искусство кино» был опубликован сценарий фильма, написанный крупнейшим современным сценаристом, лауреатом Каннского фестиваля Юрием Арабовым. Цитатами из этого сценария и подкрепляли свой письменный протест кирилловские прихожане, которым в творении Арабова не понравились ни обаятельный бес, ни глупые монахи. Площадкой для большой дискуссии о бесовщине в кино и о съемках в культовых учреждения стали страницы кирилловской районной газеты «Новая жизнь». С разрешения коллег «Речь» публикует выдержки из письма, отправленного в редакцию группой верующих Кириллова.

«Мы, православные христиане, категорически протестуем против съемок фильма „Монах и бес“ Н.Н. Досталя на территории действующего Кирилло-Белозерского монастыря и в Покровской церкви, — говорится в письме. — Известный режиссер представляет фильм как православный, и люди, не читая сценария, позволяют себя обманывать. Предлагаем всем неравнодушным прочитать сценарий фильма „Монах и бес“ в Интернете или в журнале „Искусство кино“. Читателей покоробят такие эпизоды: „Иван Семенович бухнулся на колени перед святым Распятием и начал биться головой об пол. Распятие зашаталось“. И совсем неприличная сцена, как Иван Семенович гладил белье, садясь на него голым задом. Игумен монастыря и монахи изображены тупыми, придурковатыми и несуразными. Бес же, по имени Легион, представлен изысканным, обаятельным и совсем безвредным. Все безобразные действия, сопровождающиеся шутками, которые стыдно повторять, происходят на фоне церковных песнопений. <...> Не понимая смысла и глубины христианства, сценарист и режиссер стараются навязать людям свое ерническое, презрительное, ненавистное отношение к вере православной. Это хуже открытого атеизма. <...> Покровскую церковь знают все. Она никогда не осквернялась безбожниками. Здесь крестились, венчались и отпевались несколько поколений кирилловских жителей и приезжих со всей России. <...> Мы не хотим превращать наши церкви в съемочные площадки, где перед святыми алтарями, мощами святых и иконами будут кривляться ряженые. <...> По правде, этот фильм надо запретить как оскорбляющий чувства верующих».

За картину вступились благочинный Кирилловского округа протоиерей Владимир Колосов и администрация музея «Кирилло-Белозерский монастырь». «Сценарий этого фильма был утвержден патриархом, съемки на вологодской земле получили благословение митрополита Кирилловского и Вологодского Игнатия, — сообщил протоиерей.

— Мне кажется, авторы письма борются не со своими грехами, а с какими-то надуманными проблемами. Сценарий проверен высшими представителями православной церкви, и в нем не было найдено ничего еретического. Например, у Федора Достоевского есть роман „Бесы“, у Николая Гоголя в „Вечерах на хуторе близ Диканьки“ тоже задействована нечистая сила, но, читая их, мы воспринимаем эти произведения вкупе, а не ищем в них посягательства на православную веру. К сожалению, некоторые люди почему-то стремятся в хорошем найти плохое и раздуть это до скандала. Для чего они это делают? Чтобы показать свою значимость, свою православность, свою истинность. Но истинное проявление святости — это смирение, это терпение, это любовь. А гордыню и злобу, желание найти плохое там, где его нет, — такое дело Бог не принимает. Это ревность не по разуму».

Заместитель директора музея Илья Смирнов рассказал корреспонденту «Речи», что администрация всецело на стороне режиссера Досталя, поскольку давно его знает и доверяет его честности и вкусу. «Кроме того, по моей информации, он поддерживает тесные контакты с представителями РПЦ и показывал им сценарий», — сказал Илья Смирнов.

Съемки в Кирилло-Белозерском монастыре начались 1 сентября и стартовали очень успешно. Солнечная погода позволила съемочной группе начать с опережением графика, по каменной монастырской брусчатке зацокали конские копыта; старинные кареты и люди в рясах, сюртуках и плащах, будто сошедшие с иллюстраций к пушкинскому «Евгению Онегину», а также узнаваемые лица актеров отвлекали туристов от посещения церквушек, келий и выставок.

Едва освоились с народным вниманием и щелканьем фотоаппаратов, грянули дожди. Но сцену с приездом в монастырь императора Николая Первого (в роли царя — Никита Тарасов, известный по роли повара-француза в сериале «Кухня») снять успели, хотя дождь и вторгся в планы. Император «уехал», и с неба на целую неделю полило как из ведра. Это время Николай Досталь потратил на съемки в помещении. Несколько смен кинематографисты работали в Больших больничных палатах, построенных в 1644 году. «Мы там несколько фотографий сделали, но публиковать их пока нельзя и рассказывать тоже. Но там было такое...» — заинтриговали сотрудники музея, помогающие киногруппе Досталя в съемках.

К слову, на экране увидят себя десятки кирилловцев, череповчан и вологжан. Исполнителей эпизодических ролей и массовку создатели фильма около месяца искали с помощью кастинга. Более всего были необходимы крепкие мужчины среднего возраста с бородами и длинными волосами на роли монахов, ведь в картине монастырь предстает действующим и густонаселенным. В кастинге участвовали сотни человек из Кириллова и окрестных городов и районов. Съемки продлятся еще несколько дней, после чего группа покинет монастырь, но не сам Кириллов. Несколько сцен планируется снять на улицах города и в одной из деревянных изб. После чего, возможно, участники группы отправятся в Вологду. Помимо Вологодчины, съемки пройдут в Крыму и Иордании.

Чем известен Досталь

В 18 лет Николай Досталь снялся в фильме «До свидания, мальчики», ныне признанном классикой. Снял 16 картин, в том числе «Маленький гигант большого секса», «Штрафбат» и другие.

Кириллов кинематографический

В последние 45 лет в Кирилло-Белозерском монастыре было снято более десятка полнометражных фильмов и сериалов. Картиной, открывшей киновозможности монастыря, стала вышедшая в 1971 году лента «Достояние республики» с Андреем Мироновым в главной роли. В последние 10 лет здесь снимались сцены из сериала «Апостол» (с участием другого артиста Миронова, Евгения), сериала «Раскол», а также многосерийного фильма о монахине-сыщице Пелагии из романов Бориса Акунина.

Сергей Виноградов