Почта России — 10 лет реформ

В этом году исполняется 10 лет с начала реформирования почтовой отрасли, главным итогом которого стало создание национального почтового оператора ФГУП «Почта России», который получил в «наследство» изношенную инфраструктуру и убыточную почтовую сеть.

Еще 2008 год предприятие встретило в состоянии кризиса, вызванного слабой активностью работы по привлечению клиентов, низким уровнем мотивации персонала и т.д. Тем не менее, вот уже три года подряд предприятие демонстрирует рост по всем показателям. На состоявшемся в мае расширенном заседании коллегии Минкомсвязи РФ генеральный директор ФГУП «Почта России» Александр Киселев подвел итоги десятилетия реформ. За три года выручка почтового оператора выросла почти на 40%. После полуторамиллиардного убытка, полученного по итогам 2008 года, при опережающем темпе роста доходов над расходами чистая прибыль Почты России составила в 2009 году — 306 млн .руб., в 2010 году — 483 млн. руб., в 2011 году — 798 млн. руб. Среднемесячная выработка на одного работника возросла на 56%.

«Добиться такого результата нам позволила диверсификация бизнеса, активизация работы по привлечению клиентов, развитие на рентабельных сегментах рынка и оптимизация расходов», — рассказал Александр Киселев.

Если в 2008 году приоритетом для «Почты России было сокращение затрат и недопущение неплатежеспособности, а с 2009 года в качестве ключевых ставились задачи повышения качества обслуживания и модернизации предприятия, развития услуг, в том числе и финансовых, то дальше уже думали о стратегии.

Новыми инициативами Почты России в период с 2009 по 2011 годы стали: внедрение Программы инновационного развития, разработка «Стратегии развития ФГУП „Почта России“ в 2012-2016 годах», концепция преобразования «Почты России» в открытое акционерное общество. С 2009 г. почтовики приступили к созданию сети автоматизированных сортировочных центров (АСЦ) в зонах наибольшей концентрации почтовых потоков. Пилотные АСЦ — Московский и Санкт-Петербургский — уже обслуживают центральные и северо-западные регионы страны. Начались мероприятия по созданию АСЦ в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Екатеринбурге и Минводах. Ведется настоящая борьба с ручным трудом — еще до 2009 года вся российская почта сортировалась вручную, а сегодня на автоматизированную сортировку приходится уже 35% почтового трафика.

«Почта России» модернизировала более 10% отделений связи по всей стране, не получая с 2008 по 2011 годы финансовых вливаний от государства. При этом, как отметил гендиректор Александр Киселев, конкурентоспособность федерального оператора снижали высокий износ инфраструктуры и устаревшая технико-технологическая база. Кроме того, «Почте России» за счет своих резервов пришлось покрыть миллиардные убытки от социальной деятельности — ведь она оказывает большие объемы регулируемых услуг по тарифам, установленным государством на уровне ниже себестоимости — и с 2009 по 2011 год Почта в ущерб своему развитию де-факто избавила федеральный бюджет от дополнительной нагрузки на сумму более 15 млрд рублей.

Однако, заявил Александр Киселев, сегодня мы можем говорить о том, что создали крупнейшую в стране компанию, которая выполняет важнейшие государственные и социальные функции. Теперь «Почте России» предстоит решить главную задачу — перейти от выживания к устойчивому самостоятельному развитию в качестве эффективного и современного национального почтового оператора.

Это ставит вопрос, прежде всего, об акционировании почты, поскольку форма ФГУП и утвержденный механизм согласования решений с собственником-государством заведомо неконкурентоспособны на рынке, где альтернативные поставщики услуг без всяких согласований быстрей реагируют на изменение обстановки. Для изменения организационно-правовой формы федерального оператора необходимо принять новый закон «О почтовой связи», но он завяз в согласованиях. Однако на предприятии идет масштабная работа по подготовке к акционированию — разработан соответствующий законопроект, облегчающий процедуру преобразования в ОАО, и ряд документов и правовых заключений, планируется, что по итогам 2012 года свидетельства на право хозяйственного ведения будут получены предприятием на 95% объектов недвижимого имущества.

Большие надежды возлагаются на создание Почтового банка, но схема его создания должна учитывать интересы «Почты России», поскольку ей нужны доходы для перекрестного субсидирования нерентабельных, но социально-значимых услуг почтовой связи. Препон и тут немало. Но радует, что впервые за многие годы у «Почты России» появилась четкая программа действий для превращения предприятия в высокоэффективного национального почтового оператора, в котором нуждается страна.