35media.ruВологжане испытали российские нанотехнологии

Вологжане испытали российские нанотехнологии

Измерить уровень радиации своего тела, попробовать себя в роли машиниста и защитить атомную станцию от взрыва. Все это накануне смогли сделать вологжане в специальном лекционно-выставочном комплексе РЖД, в музее на колесах. Уникальный состав с последними разработками российских ученых прибыл в Вологду в рамках большого путешествия по стране. За два с половиной месяца нанопоезд сделает остановку в 45 городах России и дважды преодолеет путь от Москвы до Тихого Океана.

В обычном вагоне на этом месте находится купе, полки, столик. А здесь — светофор.

И не только светофор. Локомотивы будущего, защитные системы атомных реакторов и даже копии урановых таблеток — новейшие разработки отечественных ученых в одном поезде. Восемь вагонов — восемь уникальных выставочных залов.

Сейчас высокоскоростное движение в России уже давно вышло на новый уровень. До 250 километров в час способны разгоняться современные «Сапсан» и «Аллегро». Скоро к ним присоединится и «Ласточка», фирменный поезд Олимпиады — 2014. Кстати, в Сочи будет ездить и рекордсмен книги Гиннеса — российский газотурбовоз. В 2009 году он протащил состав из 159 вагонов общей массой в пятнадцать тысяч тонн. Обычный грузовой состав весит всего шесть тысяч тонн. Будущие машинисты, в том числе и газотурбовоза, всегда начинают с тренажера. Таких по стране единицы. Благодаря современным технологиям они со стопроцентной точностью имитируют чрезвычайные ситуации на дороге.

Ещё один экспонат мог бы предотвратить ЧП на атомной станции Фукусима в Японии. Специальная защитная ловушка. Ее тоже разработали российские ученые. Или, к примеру, защитные стрежни. При любой аварии они сработают моментально и не позволят вредным веществам выйти за пределы станции.

Одним из самых популярных экспонатов вагона с атомными технологиями является датчик. Он измеряет радиационный фон, причем не только в этом вагоне, но и в других странах. К примеру, сейчас на одном из пляжей в Индии радиационный фон составляет 5,55 — это в десятки раз больше, чем в Москве.

Углеволокно, современные светодиоды и техника — это уже нанотехнологии. Скоро гибкие электронные книги, уверены лекторы, полностью заменят обычные. Они весят чуть больше 400 граммов, но вместить на специальные чипы могут как минимум тысячу своих бумажных аналогов. Ее заряда при интенсивном использовании хватит на неделю. А при обычном использовании можно спокойно пользоваться месяц. Но пока такие книги находятся только в проекте. Как, впрочем, и большинство экспонатов музея на колесах.

Уже вечером необычный поезд отправился дальше. Впереди у него больше двух месяцев пути, 45 городов от Москвы до Тихого океана и обратно. А уже в следующем году нанопоезд отправится в путешествие по Европе. Но к тому времени, уверены лекторы, половина экспонатов будет заменена новыми, еще более совершенными разработками.