Вологодская «Лоста» не останавливается ни на секунду

Они не страшатся лютых морозов и без проблем работают в сорокоградусную жару. На посту их можно встретить и днем, и ночью — машинистов, проводников и путейцев. Почти два миллиона железнодорожников в воскресенье отметили свой профессиональный праздник. Треть из них этот день провела на рабочем месте. Ведь сложный механизм железной дороги не должен останавливаться ни на секунду.

Телефон, радиосвязь, стрелки и снова телефон. Ни секунды на отдых. Двенадцать часов напряженной работы — даже обедают специалисты прямо на посту. Кабинет с большим пультом управления и электронным табло — сердце любой железнодорожной станции. И управляют этим сложным механизмом чаще всего представительницы слабого пола. Зам начальника станции «Лоста» сравнил их работу с работой летчиков: «Как пилот ведет самолет, так и они ведут поезда. Работа очень ответственная, и чтобы специалистов подготовить нужен ни один год».

Подобных диспетчерских по стране единицы. И считают здесь не составы, а вагоны. До четырёх тысяч ежедневно спускается с горки. Нефтепродукты — из Сибири, щебень и гравий — из Москвы, пиломатериалы — из Санкт-Петербурга. «Лоста» является одной из самых больших в России сортировочных станций и крупнейшей на Севере.

За свою более чем тридцатилетнюю карьеру, Вячеслав Грабилов, дежурный сортировочной горки был и сигналистом, и регулировщиком и маневровым диспетчером. Сейчас именно он следит за тем, как формируются новые составы. А потому свою профессию Вячеслав Николаевич считает главной на дороге: «Всем движением „движенцы“ руководят. Потому что если светофор не откроют, поезд не поедет. Или я на кнопку не нажму, и роспуск не начнется».

Главные на дороге — «расцепщики», уверен Андрей. И в град, и в лютый мороз именно они расцепляют вагоны. И никакая техника еще долго не заменит их ручной труд. «Внимательным нужно быть, — рассказывает расцепщик Андрей Копанов, — и постоянно номера сравнивать».

Одной из самых опасных на железной дороге десятилетиями оставалась профессия «башматчика», который тормозил вагоны. В определенный момент времени он подбегал к рельсам и ставил на них железный башмак.

Еще три года назад здесь в сортировочном парке «Лосты» работали восемь человек с профессией «регулировщик движения скорости вагонов». Сейчас таких профессий на станции нет. Их работу заменили механические тормозные системы, которые теперь их контролирует с вышки всего один человек.

Контролеры, диспетчеры, путейцы, машинисты, проводники — почти два миллиона человек в это воскресенье отметили свой профессиональный праздник. Поздравления приняли и почти семнадцать тысяч вологжан. Почти четверть из них этот день провели на рабочем посту. Железнодорожная станция «Лоста» будет работать без перерывов. Ведь с её остановкой остановится и вся Северная железная дорога.