Индийская серия картин Василия Верещагина занимает в творчестве великого баталиста особое место
Он писал так, как писались иконы. Тонкими слоями на грунтованных досках. А путешествие художника в Индию помогло живописцу отойти от гнетущих военных образов Туркестана. О солнечной и загадочной стране глазами Василия Верещагина.
Светлана Капырина, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковская галереи: «И как он говорил и неоднократно писал в печати потом: «Я всегда любил солнце. Я всегда хотел писать солнце, но фурия войны меня преследует, и я вынужден всю жизнь изменять солнцу и писать войну».
Насладиться солнцем великому баталисту Василию Верещагину все-таки удалось. Между военными событиями в Средней Азии и на Балканах художник совершил путешествие в Индию. Она покорила Верещагина. Именно в Индийской серии проявились его потрясающие способности колориста. Он писал так, как писались иконы. На грунтованных досках. Тонкими слоями.

Светлана Капырина, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковская галереи: «Все, что он здесь увидел начинал писать сначала на небольших деревянных дощечках, но они стали коробиться от влажности. И тогда он перешел на картонки, хотя много написал на дереве, и на какие-то другие подручные средства.
Верещагин был в Индии дважды. В первый раз он писал в основном этнические типы, архитектуру, пейзажи. Второе путешествие посвятил сбору живописного материала для своей известной работы «Подавление индийского восстания англичанами». Картина входит в «Трилогию казней». Местонахождение работы долгие годы считалось неизвестным. Однако недавно специалисты Третьяковской галереи восстановили логистику ее передвижения.
Светлана Капырина, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковская галереи: «Мы можем сказать с уверенностью на 99%, что картина не сохранилась. Она была в Америке, была там продана. Была в антропологическом музее при калифорнийском университете. И там, скорее всего, было наводнение, восстановили очень многие документы. Там ее следы теряются. Есть обрывочные записи, что, скорее всего, картина погибла».

В Индии Верещагин собирал коллекцию декоративно-прикладного искусства. Множество вещей привез в свою парижскую мастерскую. Они помогли живописцу в написании индийских образов. Поверить в то, что весь этот яркий калейдоскоп цветов, оттенков… собран под серым парижским небом довольно трудно, признаются специалисты.
Светлана Капырина, научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Государственной Третьяковская галереи: «Меня даже реставраторы спрашивают, подмешивал ли он что-то в состав, чтобы светило солнце. Чтобы горело сапфиром и кобальтом это небо. Мы даже исследовали эти картины. Брали грунт, состав пигментов. Конечно, ничего натурального он не подмешивал. Но видимо, настолько это ему удалось качественно и художественно сделать, что до сих пор спустя столько лет, они сияют этим солнцем, светом».
Похожие новости
Популярное
