Как череповецкие металлурги перенесли опыт по охране атмосферного воздуха на всю страну
В 1950–60-е годы, в период строительства металлургического завода, об охране природы заботились мало. В середине 60-х завод выбрасывал ежегодно до 800 тысяч тонн отходов — пыли, окалины, стоков.
Как вспоминает наш эксперт, бывший главный эколог «Северстали» Николай Архипов, одной из проблем было применение в мартеновских печах кислорода, который сокращал срок плавки, но при этом создавал над трубами ярко-рыжий дым — «лисьи хвосты». Даже химический состав и объем выбросов был неизвестен — это предстояло определить коллективу тогдашней пылевентиляционной лаборатории.
И работа в итоге была проделана настолько качественно, что разработки череповчан легли в основу постановления Совмина РСФСР по охране атмосферного воздуха. В Череповце мартеновский цех определили как опытный. Все новейшие фильтры, все разработки прошли через него. И в конце концов залповых выбросов на мартене не стало.
По очистке воздушного бассейна комбинат провел большую работу. Так, были закрыты коксовые батареи № 1–3, первая аглофабрика, мартеновский и обжимной цеха. Вторая аглофабрика и электросталеплавильный цех пережили серьезную реконструкцию аспирационных установок.
Высоко оценивает Николай Архипов нынешнее строительство на ЧерМК комплекса по производству железорудных окатышей, позволяющего отказаться от полноценного агломерационного передела.
— Я вспоминаю 6 ноября 1994 года, когда закрывали первую аглофабрику, — поделился эколог. — Сказал тогда: лет через 25–30 мы, может быть, закроем и вторую. Ведь в мире скоро перейдут на железорудные окатыши. Может, и у нас такое будет? А мне говорят: «У-у, куда загнул! Такого точно не будет!».
Продолжение следует.