Владимир Сентябрев: «Четверть века – как один матч»
Владимир Сентябрев первый раз попробовал себя в роли хоккейного комментатора почти 26 лет назад. И вышло это совершенно случайно.
«В конце девяностых годов я работал на радио „Трансмит“. Мы придумали такую фишку — делать прямые включения в эфир из „Алмаза“ на последней минуте матча. Из радиорубки на арене со стационарного телефона звонил в радиостудию, меня выводили в эфир и я комментировал происходящее до финальной сирены. В то время администратором „Алмаза“ был Григорий Сергеевич Игнатьев. Он же выполнял и роль пресс-атташе команды (отдельной такой должности еще не было), организовывал выезды болельщиков „Северстали“ на матчи в другие города. И он же комментировал матчи на телевидении. Однажды, в ноябре 1998 года, он подошел ко мне и спросил: „Не хочешь поговорить за меня?“ Дословно, так и сказал: „поговорить“. Я согласился. Матч был на следующий день, и я с утра пошел в центральную библиотеку, чтобы подготовиться к матчу», — рассказал Владимир Сентябрев сайту «35медиа».
В отсутствие интернета главным и единственным источником статистической информации были газеты — «Спорт-Экспресс», «Советский спорт». Полистав свежий номер, можно было узнать статистику, турнирную таблицу, новости того или иного клуба. Правда, двухдневной давности, так как московские газеты привозили в Череповец на следующий день после их выхода. Владимир выписывал данные на листочек, чтобы быть во всеоружии на комментаторской позиции.
— Комментаторской кабинки в «Алмазе» не было. Первые годы мы с режиссером трансляции сидели прямо на «козырьке» над одним из входов, рядом с болельщиками. Еще оператор стоял с камерой, — продолжает Владимир Сентябрев. — В «серебряном» сезоне «Северстали» мы уже переместились на закрытый балкон за воротами. Это, конечно, редкость для хоккея, потому что абсолютно не комментаторская точка обзора площадки. В теннисе или волейболе нормально для комментатора так сидеть — сбоку. Но мы находились близко к ледовой площадке, поэтому в принципе все хорошо видно, привык. В том числе и отлично видел, как в в 2003 году в финальном матче с «Локомотивом» шайба попала в штангу ближних к нам ворот, а не пересекла линию. Но арбитры засчитали гол! Легендарная для Череповца история.
— Болельщики, которые приходили тогда в «Алмаз», отличаются от сегодняшних зрителей в Ледовом дворце?
— Кардинально. Даже визуально все выглядело иначе. В девяностые — начале нулевых на трибунах в основном были мужчины в темной одежде, зимой — в шапках-ушанках. В фойе продавался и крепкий алкоголь. «Алмаз» был местом встречи друзей. Каких-то сервисов и развлечений не предполагалось, но людям и без них нравилось. Особенно в хорошие для команды сезоны. Особая атмосфера была. И, по моему мнению, публика на трибунах была более искушенная в хоккейных вопросах. Когда у «Северстали» пошли результаты, на игры стало не попасть — очередь в кассу занимали задолго до ее открытия. Соцсетей еще не было, чтобы выложить фото, как сейчас, но сказать: «Я вчера был на хоккее», было круто (улыбается). Сейчас же аудитория очень расширилась. Обычным стало ходить на хоккей не только с друзьями или коллегами, но и всей семьей. Развиваются сервисы для зрителей, теперь люди хотят не только игру посмотреть, но и развлечься. На трибунах стало намного больше атрибутики.
— Расскажи о том, как строится работа комментатора в современных условиях?
— Нужно понимать: чтобы зритель видел картинку на экране телевизора и слышал комментатора, работает большая команда людей: передвижная телевизионная станция, порядка семи камер, операторы, звукорежиссер, режиссер, комментатор. У меня в комментаторской кабине есть монитор, но я большую часть игры смотрю на саму площадку и вокруг неё, потому что так можно увидеть больше, охватить и рассказать о том, что еще происходит на арене, что не видит или пока не видит в трансляции болельщик у экрана. Вся команда работает в тесной связке, подсказывая друг другу. Например, я вижу, что травмированному игроку врач команды оказывает помощь на скамейке, подсказываю это режиссеру, тот информирует оператора — он дает крупный план. Эта цепочка работает и в обратном направлении, когда что-то интересное первым заметил оператор. Это командная работа — напряженная, требующая максимальной концентрации внимания.
Полный текст интервью с Владимиром Сентябревым читайте в следующем номере газеты «Голос Череповца» от 17 сентября.