«В детстве я завороженно смотрела на самолеты в небе»
В декабре состоялся финал международного конкурса «Топ стюардесс — 2023», в котором за победу боролись 30 участниц. Бортпроводница компании «Северсталь-Авиа» Екатерина Ершова вернулась домой с короной и титулом «Мисс очарование». Журналист «Голоса Череповца» поговорил с Екатериной, расспросив о том, как проходит рабочий день стюардессы, с каким поведением пассажиров приходится сталкиваться в полете и что было самым сложным испытанием на конкурсе.
— Екатерина, расскажите о себе. Вы из Череповца? О какой профессии мечтали в детстве?
— Я родилась и выросла в Гатчине, это Ленинградская область. В детстве мечтала о профессии учителя или ветеринара. Помню, что самолеты меня привлекали, когда я была еще маленькой. Не было финансовой возможности самой летать на них. В детстве я завороженно смотрела на самолеты в небе. Думала, фантазировала, куда летят люди, в какую страну, город? Да, я мечтала о преподавании или ветеринарии, но в нашей профессии есть моменты, связанные и с этими сферами. Учитель — главный в классе, он отвечает за учеников. Стюардесса — главная на борту самолета, мы отвечаем за безопасность пассажиров во время полета: взрослых, детей и даже животных. (Улыбается.) Профессию я получала в школе бортпроводников в Санкт-Петербурге, где жила семь лет до переезда в Череповец.
— Как Череповец появился на карте вашей жизни?
— В Череповце я оказалась случайным образом. Дело в том, что сюда переехал мой молодой человек. На прежнем месте работы в Петербурге я попала под сокращение. И в Череповец приехала в состоянии, близком к отчаянию. Думала, поживу здесь немного, подожду подходящей вакансии в другом городе. Но по счастливой случайности в «Северсталь-Авиа» освободилось место в службе бортпроводников, я, даже не зная об этом, обратилась в авиакомпанию, прошла собеседование, и меня взяли на работу. Сейчас я летаю на внутренних рейсах — все города, куда летает «Сухой Суперджет».
— Помните свой первый полет?
— Конечно, мне кажется, каждый бортпроводник помнит свой первый полет. Первое ощущение — ты забываешь все, что так старательно учил на земле… (Смеется.) Но со мной был инструктор, он помог освоиться. Мой первый рейс был из Санкт-Петербурга в Апатиты — такой подарок от авиакомпании, чтобы я полетела из родного региона. Помню, что боялась сказать что-то лишнее. Увидев меня в форме, пассажиры стали обращаться, задавать вопросы. И это был такой вызов, где-то отвечала сама, в чем-то консультировалась со старшим бортпроводником.На втором рейсе я уже демонстрировала аварийно-спасательное оборудование и обслуживала пассажиров. Самолет был полон, нужно было разносить горячие и прохладительные напитки, булочки. Интересный опыт и сразу же полное погружение. А потом с каждым рейсом становилось все легче и легче, через месяц я чувствовала себя так, словно летаю уже лет пять.
— Как проходит ваш рабочий день?
— Наш рабочий день начинается за полтора часа до рейса. Сначала — брифинг экипажа. Мы обсуждаем особенности рейса: сколько будет человек на борту, в бизнес-классе, в экономическом классе, есть ли пассажиры с младенцами, маломобильные граждане, пассажиры с домашними питомцами. Например, если есть пассажиры с маленькими детьми, нам нужно будет заранее подготовить детский ремень, провести отдельный инструктаж, показать, как он застегивается; объяснить, где туалетная комната, пеленальный столик.На брифинге проверяется и наш внешний вид — на соответствие всем стандартам. Бортпроводник обязан носить с собой папку с документами (они тоже проверяются) — медицинскими, образовательными, подтверждающими его навыки, компетенции, допуски. С лётным составом обсуждаем, будут ли задержки рейса, прогнозируется ли турбулентность и т. д.Затем мы идем на предрейсовый медицинский осмотр, один из бортпроводников обязательно берет в рейс аптечку. Проходим досмотр, как и все пассажиры, и наконец мы на борту.И встречаете пассажиров?Еще нет. Повторюсь, что в первую очередь мы отвечаем за безопасность пассажиров, а потом предоставляем услуги сервиса. Мы проверяем исправность аварийного освещения, детекторов дыма в туалетных комнатах, работоспособность дверей, огнетушителей, кислородных баллонов и т. д. Осматриваем салон на наличие забытых пассажирами вещей, смотрим, не нужно ли что поправить — ремни, например, спинку кресла, чтобы все было и безопасно, и красиво. После этого мы принимаем на борт питание, проверяем свой внешний вид и с улыбками встречаем пассажиров.После рейса заполняем документацию, сдаем самолет другому экипажу или техническим службам, возвращаем аптечку. На дебрифинге при необходимости обсуждаем какие-то ситуации или разбираем ошибки экипажа, если таковые были, или просто благодарим друг друга за работу.
— К слову, о пассажирах — как они ведут себя? Многие ли боятся летать и как вы помогаете им побороть этот страх?
— Пассажиры бывают разные — и уверенные, и растерянные. Есть те, кто максимально спокоен, кто-то спит весь полет. Конечно, кто-то испытывает и страх. Самый частый вопрос, который задают нам пассажиры: боимся ли мы летать? Обычно отвечаем так: если бы был страх, мы бы не выбрали эту профессию. Вот смотрите, у меня за лето, за три месяца, было около 120 рейсов. И только во время нескольких полетов нас немножечко «потрясло», но плохое быстро забывается. Из моего опыта скажу, что чем чаще человек летает, тем меньше страха он испытывает. А если полеты бывают редко и при этом самолет попал в турбулентность или человек испытывает неприятные физические ощущения (появляется головная боль, тошнота), конечно, у него останутся не самые лучшие воспоминания. Нам приходится сталкиваться и с паническими атаками у пассажиров.Что хочу сказать: если вы боитесь летать, сообщите об этом бортпроводнику. Иногда становится легче, если просто озвучить свои страхи. Наша задача — успокоить пассажира, вселить в него уверенность своей приветливостью, спокойствием, искренними улыбками. И еще один момент: если вы испытываете страх перед полетом, это нормально, главное — не накручивать себя. И помните, что алкоголь не спасет вас от страха, а, наоборот, только усилит его.
— Расскажите подробнее о конкурсе «Топ стюардесс»?
— Конкурс проводится с 2014 года, с 2017-го был перерыв, и в этом году он прошел в пятый раз. Было три этапа. Сначала состоялся кастинг в разных городах, по итогам беседы в полуфинал прошли 57 человек. На этапе полуфинала проверялись наши профессиональные навыки, умение действовать в аварийных ситуациях, знание английского языка, медицинские знания. Тестировали нас настоящие профи авиации. В финал прошли 30 девушек.Заключительная часть конкурса была более творческой. Финалисткам нужно было показать себя, продемонстрировать свои увлечения, интересы, гибкость мышления, креативность. В этом конкурсе я участвовала впервые. Но у меня был опыт выступлений на сцене: в школе и колледже я защищала проекты на конференциях, участвовала в сценках, пела в хоре. Что стало самым сложным испытанием лично для вас? Сложность была в том, что все мы были из разных городов и даже стран — корону победительницы завоевала участница из Беларуси. Мы общались онлайн, а впервые встретились перед финальным выступлением. Было не так много времени отрепетировать свои номера на сцене, дефиле. А если говорить о самом сложном лично для меня… Каблуки! Да, каждый рейс мы на каблуках. Но на сцену хотелось выйти на красивых высоких шпильках. (Улыбается.) В день финала мы с утра бегали на каблуках. Я выступала предпоследней. У меня было не так много времени, чтобы сменить вечернее платье на форму стюардессы для финального выхода. А ведь важно было не просто быстро переодеться, но и не забыть все детали: повязать платочек, сменить туфли, форму и даже сережки. На удивление, волновалась я не очень сильно. Перед финалом я заболела и больше отвлекалась на свое состояние, перевела, так сказать, фокус внимания на себя, так что обошлось без паники. В целом я очень довольна. Вернуться с первого в моей жизни конкура с короной «Мисс очарование» — это, на мой взгляд, успешный дебют! (Улыбается).