Мошенники начали обманывать российских автомобилистов
Мошенники придумали новую схему обмана российских автомобилистов. Они стали рассылать письма с предложением выгодно купить топливную карту: в случае если люди оплачивают ее, они просто теряют деньги и платежные данные. «Известия» выяснили, как работает новый сценарий преступников, чем он отличается от предыдущих и как не стать жертвой обмана.
Мошенники придумали схему обмана автомобилистов. Они начали проводить рассылку писем, где предлагают купить топливные карты со скидкой, но на самом деле крадут деньги и платежные данные, рассказали «Известиям» в «Лаборатории Касперского».
На электронную почту людям приходят письма, авторы которых ссылаются на некое постановление о топливных компенсациях владельцам транспортных средств. Для большей убедительности в них указаны номер этого постановления и контакты специалиста, к которому можно обращаться по всем возникающим вопросам.
В письме поясняется, что владельцам автомобилей предоставляется скидка 50% на приобретение топливной карты. К примеру, человек покупает карту за 5 тыс. рублей, а затем может заправиться на 10 тыс. Для оформления ему предлагают перейти по указанной ссылке, где на самом деле скрывается скам-ресурс.
— На этом сайте размещены текст о несуществующей программе социальной поддержки и узнаваемый логотип крупной ресурсодобывающей компании, топливную карту которой можно приобрести, — пояснили в «Лаборатории Касперского».
Если человек заинтересуется акцией и нажмет на кнопку «участвовать», его перекинут на страницу с выбором номинала. Карта с балансом в 50 тыс. стоит 24 990 рублей, а в 20 тыс. — 9900 рублей.
— Как только человек выберет подходящий вариант, его переведут на страницу оплаты, где нужно ввести данные своей банковской карты. В результате эти сведения уходят злоумышленникам, а человек не получает ничего, — заключили в компании.
Новая схема обмана автовладельцев быстро набирает обороты в Сети. Всего за восемь дней эксперты по кибербезопасности зафиксировали почти 24 тыс. таких писем, отмечают в «Лаборатории Касперского». В некоторых случаях мошенникам удалось получить деньги и данные россиян.
По словам эксперта компании Романа Деденока, злоумышленники зарегистрировали свои почтовые адреса достаточно давно — примерно год назад. А значит, они, скорее всего, выбирали лучший момент для атаки. Поскольку некоторые адреса активны только до сентября–ноября 2023 года, мошенники решили действовать сейчас.
— То, что фишеры прибегают к подобным рассылкам, еще раз доказывает: они, к сожалению, работают. Мы призываем пользователей критически относиться к таким заманчивым предложениям в Сети, проверять подлинность тех или иных акций или программ, — отмечает Деденок.
Помимо того, он порекомендовал россиянам установить на компьютеры и смартфоны защитные решения, которые «распознают» фальшивые сайты и предотвращают попытки перейти на них.
Как говорит в беседе с «Известиями» руководитель отдела продвижения продуктов компании «Код безопасности» Павел Коростелев, похожие темы с топливными картами были в ходу несколько лет назад, а теперь вернулись в обиход. Раньше автомобилистам приходило СМС или сообщение в мессенджере, после чего их заманивали на скам-сайт, имитирующий топливную компанию, а потом выманивали деньги и персональную информацию.
— Ссылки на «постановление», которые они добавляют в новые письма, повышают шансы на обман: упоминание нормативных документов воспринимается нашими согражданами с чуть большим пиететом, — говорит Коростелев.
В целом, по его словам, схема с топливными картами похожа на другие современные сценарии: мошенники выбирают определенную группу людей, чтобы повысить вероятность успеха. Помимо водителей, жертвами могут стать представители разных профессий, например бухгалтеры крупных компаний.
— Недавно им стали приходить письма якобы от официальных органов на тему новых правил бухучета. Сотрудники не проверяли адрес отправителя и без сомнений открывали вредоносные файлы, заражая ИТ-системы организаций, — рассказывает собеседник «Известий».
Тема со скидками, на которой «сыграли» мошенники в случае с автомобилистами, тоже часто фигурирует в схемах. К примеру, пользователям могут пообещать дешевый смартфон в канун «черной пятницы» или бесплатный доступ к ChatGPT. Получив такое сообщение, лучше его не открывать или, по крайней мере, убедиться, что оно отправлено с официального адреса компании или магазина, советует Павел Коростелев.