Зачем перед плей-офф в Ледовом дворце осветлили лед?
20 лет назад было принято решение о строительстве ледового дворца в Череповце. Об этом на открытии хоккейного сезона 2003–2004 гг. объявил губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев. В апреле 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в фундамент будущей ледовой арены. Любопытно, что изначально дворец предлагали назвать Олимпийским, но в итоге остановились на Ледовом. Первые посетители пришли в Ледовый дворец в день города — 4 ноября 2006 года. Почетными гостями праздника стал прославленный хоккеист Владислав Третьяк, а также олимпийские чемпионы Татьяна Навка и Роман Костомаров. «Северсталь» сыграла первый хоккейный матч на новой домашней арене 15 ноября 2006 года.

Ледовый дворец — домашняя арена ХК «Северсталь». Основная работа по ее подготовке ведется летом, перед стартом хоккейного сезона.
— В конце августа департамент КХЛ проверяет готовность Ледового дворца и хоккейного клуба к проведению чемпионата на выполнение регламентов лиги, — рассказывает директор Ледового дворца Александр Сергушев. — Проводится серьезная оценка спортивного комплекса на его соответствие требованиям многих параметров — состояние, качество и разметка ледовой арены, реклама, борта, льдоуборочная техника, готовность помещений (для судей, маломобильных групп населения, проведения допинг-контроля и т. п.).

К проведению каждого хоккейного матча Ледовый дворец начинает готовиться заранее. Работы предстоит сделать немало.
— Прежде всего мы регулярно чистим в день матча всю территорию вокруг дворца. Работают три группы входов для зрителей. Обязательно вычищены должны быть все парковки. В день игры на них стоит много автомобилей — как спецслужб (машины «скорой помощи», реанимобиль, полиция, Росгвардия, спецтехника для проведения телетрансляций и обслуживающего технического персонала), так и автобусов, и автомобилей гостевой команды, — продолжает Александр Сергушев. — Часов с 10 утра проводим проверку работоспособности как единичного оборудования, так и многочисленных технических систем дворца.
За 2-3 часа до игры начинают «оживать» буфеты, сюда привозят еду и напитки, в отдельных зонах фойе расставляют столы со стульями и столы-тумбы. В день игры обе команды проводят тренировку на льду, судьи матча — раскатку.
За пару часов до матча арену закрывают на «финишную» уборку — чистят борта, протирают защитные ограждения арены.

В полном порядке должен быть и сам лед. Во дворце есть три современных льдозаливочных комбайна, последний из них был приобретен в 2022 году. В бак каждого помещается около 800 литров воды! Перед матчем и после него, а также во время перерывов между периодами они заливают лед на арене. За полтора часа до матча проводятся инструктажи: со службой охраны и правоохранительными органами в части обеспечения правопорядка, с административной службой — в части допуска посетителей и помощи зрителям в секторах.

За час до игры Ледовый дворец открывает двери для зрителей. В фойе дворца есть разные способы досуга, в том числе, для детей.
— По окончании матча работы также много — собрать мусор и забытые зрителями вещи в секторах, убрать в фойе, санузлах. Проводить гостей — болельщиков соперника «Северстали». Важно понимать, что Ледовый дворец, как и «Алмаз», ежедневно работает по 18 часов. Поэтому во время регулярного чемпионата после игры вскоре на лед выйдут любители массового катания или игроки-любители, и арена должна быть в полном порядке, — продолжает Александр Сергеевич. — В дни игр плей-офф, в соответствии с иным регламентом проведения матчей, невозможно спрогнозировать длительность матча, поэтому на этот день после хоккея мы не планируем других мероприятий.
Перед серией плей-офф в Ледовом дворце осветлили лед. Работа шла две ночи. Для чего?
— Осветление (восстановление) линий разметки и нанесенной рекламы — это регулярные работы, которые мы проводим в среднем раз в месяц. Толщина льда на арене — 35 мм. За месяц эксплуатации на поверхности появляются трещины, лед теряет прозрачность. И мы проводим осветление: сначала комбайны просто срезают верхний слой (около 10 мм). Над линиями разметки и над рекламой спонсоров и партнеров (а до нее остается еще 10 мм) лед растапливается очищенной горячей водой при температуре 60-70 градусов. Оставляем на 3-4 часа, чтобы «поле» промерзло, потом снова проливаем и вновь оставляем застывать. Потом начинается наращивание льда и выравнивание арены комбайнами — за один «проход» они наращивают 0,5-0,8 мм, — разъясняет Александр Сергушев. — На следующий день лед обычно бывает занят — тренируются фигуристы, проводятся массовые катания. А ночью мы делаем заключительный этап подготовки льда — его химическую обработку. У дворца заключен договор с одним из ведущих российских институтов, у которого есть уникальные разработки. Мы закупаем у них химические добавки (пластификаторы), заливаем в бак комбайна набор из нескольких химических компонентов, и обрабатываем поверхность льда. Поверхность льда арены представляет собой «пирог» из шести слоев: чередуется слой воды и слой с химическими добавками и так далее. Это необходимо для того, чтобы лед был и пластичным, и достаточно твердым. Перед стартом плей-офф мы привели лед в порядок. Это большая работа: на осветление льда у одного комбайна уходит 21 литр бензина. Представьте, сколько кругов по арене он наматывает! Второй комбайн работает на электрических аккумуляторах.

Директор Ледового дворца присутствует на всех играх «Северстали». И делает это не только в соответствии с должностными обязанностями, но и по велению души.
— Я хожу на хоккей с юности, прекрасно помню, как болел за «Металлург» еще в «Алмазе». Раньше смотрел только за игрой, сейчас на первом плане другие приоритеты. Мне, как руководителю ледовой арены, важно проконтролировать, чтобы были выполнены и требования КХЛ и созданы комфортные, безопасные условия для игроков и болельщиков, — поясняет Александр Сергушев.
В дни плей-офф в Ледовом дворце аншлаг. Получается, что зрители по достоинству оценили созданные условия для просмотра хоккея?
— Все-таки на первом месте стоят спортивные результаты команды, то, с какой отдачей она проводит матчи не только в плей-офф, но и на протяжении всего сезона. В этом плане нужно отдать должное игрокам, тренерскому штабу, руководству клуба. Болельщики ведь придут не на красивый лед посмотреть и не в буфете нашем перекусить, а увидеть зрелищный хоккей. Если «Северсталь» показывает хорошие результаты, обыгрывает лидеров, конечно, люди придут на такое посмотреть! А мы создадим условия для того, чтобы все прошло на достойном высоком уровне, — подытожил Александр Сергушев.
