35media.ru

Что в будущем понадобится любому работнику

В Вологде прошла встреча ректора Череповецкого государственного университета и председателя областного Комитета информационных технологий и телекоммуникаций. Обсуждалось сотрудничество, а также цифровая трансформация. Что это и как влияет на студентов и работодателей, расскажет «Голос Череповца».

Будь готов. Цифровая трансформация — это трансформация отрасли (образования, бизнеса и т. д.) путем принятия и использования цифровых технологий.

В мире все быстро меняется. Некоторые профессии успевают устареть еще до того, как студент завершает обучение, вернее, устаревают технологии, использующиеся в профессиях. Допустим, будущих кадастровых инженеров учат пользоваться нивелирами (приборами для определения разности высот), а после выпуска оказывается, что вместо нивелиров уже применяют спутниковое позиционирование.

— Поэтому ребята, которые сейчас идут учиться, должны быть готовы учиться всю жизнь, — говорит Ирина Просвирякова, председатель Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области. — Профессии быстро меняются, и человек должен быть готов к изменениям.

- Как в этом могут помочь вузы?

— Думаю, что вузы самостоятельно могут внести в любые свои образовательные программы нотку творчества — проектные работы, решение нестандартных задач и так далее. Хорошо, когда вуз быстро включает в свои программы новые технологии, которые появляются на рынке, быстро меняет методику преподавания, если это требуется. Нужно включать больше практиков в преподавательский состав. И было бы полезно, если есть возможность, отправлять преподавателей на стажировки, чтобы они не «выпадали» из практической части.

Абсолютно все работодатели сейчас хотят, чтоб приходящие к ним молодые специалисты могли быстро разобраться с новыми технологиями. И речь не только об IT-сфере. Цифровые технологии применяются практически везде. Например, в сельском хозяйстве есть автоматизированные фермы.

Ирина Просвирякова
Ирина Просвирякова

— Ирина Вячеславовна, какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать работник будущего любой профессии?

— Умением быстро адаптироваться к меняющемуся миру.

Ректор Череповецкого государственного университета Екатерина Целикова на этот же вопрос ответила так:

— Я считаю, что один из основных навыков — коммуникация, умение понять запросы и потребности человека. И очень важно не бояться сделать ошибку. Традиционная система учит, что у тебя должны быть пятерки, иначе ты плохой, а я считаю, что каждая ошибка — это жизненный опыт. Не надо бояться, об этом мы говорим и нашим студентам: если вы сделали ошибку, сделайте вывод — и это будет ваш колоссальный личный опыт, который ничто не заменит.

Екатерина Целикова
Екатерина Целикова

Обратная связь. В этом учебном году в Череповецком государственном университете 340 бюджетных мест на IT-специальности — на 30% больше, чем в прошлом году, и 20% от общего количества — целевые места. Государство в целом и наш регион в частности испытывают потребность в таких специалистах. Есть практика, когда с выпускниками 11-х классов, поступающими на IT-специальности, заключаются целевые договоры за счет средств федерального или регионального бюджета. Чаще всего в таких случаях заказчиками выступают представители муниципалитета или органов власти (допустим, администрации районов), бюджетной сферы, государственного управления и т. д. Также не редкость целевые договоры с крупными промышленными предприятиями. А вот с малым и средним бизнесом ситуация пока сложнее: предприятия этого сектора обычно имеют горизонт планирования около трех лет, а обучение в университете длится минимум четыре года.

В ЧГУ многое сделано и еще будет делаться в направлении цифровой трансформации. Главная задача — чтобы на основе данных из разных систем можно было принимать решения. Пример: есть база данных на конкретного студента, возможно, в ней сведения еще с тех времен, когда он был абитуриентом или даже школьником (если он занимался в университете на программах дополнительного образования). В процессе обучения данных становится больше. И, проанализировав их, система может дать рекомендацию: усиленно заниматься по таким-то предметам, подтянуть такие-то навыки, при выборе дополнительных курсов отдать предпочтение такому-то направлению, попробовать себя в таком-то проекте и т. д. То есть внутри образовательного процесса будет действовать система рекомендаций (не принуждения!), которую называют образовательным запросом. Это был пример в отношении человека. А ведь цифровая трансформация может применяться в процессе закупок, документообороте и множестве других систем.

Понятно, что нельзя просто взять и все процессы переместить в цифровую систему, на формирование программы ЦТ требуется время.

Работодатели, сотрудничающие с университетом, тоже вовлечены в процесс. Может ли будущий работодатель получить данные, которые «собраны» на студента в университете? «Досье» ему не выдадут. Но за годы обучения студент участвует в проектах, конкурсах, конференциях и т. д., из всего этого формируется цифровое портфолио, и вот оно вполне доступно для работодателя.

Вообще, в ЧГУ взаимодействие с работодателем у студентов начинается практически с самого начала учебы. Работодатели предлагают студентам решить ту или иную практическую задачу, в случае успеха разработку реализуют на практике. Нередко работодатель предоставляет ментора (наставника), а то и нескольких. Важна обратная связь: работодатель не просто принимает или не принимает результат, а объясняет, что его устроило, что нет, какие есть недостатки, какие достоинства.

Сотрудничество. Планируется, что в октябре ЧГУ станет региональной площадкой для проведения третьего ежегодного Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв». Конкурс посвящен транспорту и логистике. Это будет трехдневный хакатон, то есть форум, на котором специалисты решают задачи, разрабатывают технологические решения и т. п.

Генеральным индустриальным партнером, разрабатывающим кейс для хакатона, выступит IT-компания «Малленом Системс». Принять участие смогут все желающие.

«Цифровой прорыв» станет одним из мероприятий, над организацией которых будут совместно работать ЧГУ и Комитет информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области. На минувшей встрече они договорились о сотрудничестве.

— Встреча была первая, но максимально плодотворная, — отметила Екатерина Целикова. — Мы понимаем, что на уровне региона есть заинтересованность в работе с университетом, и для нас это важно. Думаю, что начнем с проектов-мероприятий — «Цифрового прорыва» и других, а в итоге придем к проектам-решениям в сфере образования. Например, по обучению населения техническим навыкам.

Ирина Просвирякова добавила, что будут совместные профориентационные проекты:

— Мы рады сотрудничеству с опорным вузом Вологодчины. Мы продолжим сотрудничество по популяризации IT-специальностей у нас в регионе. И надеемся на партнерство при реализации двух наших новых проектов по ранней профориентации школьников и студентов — «Виртуальные экскурсии по цифровым технологиям Вологодской области» и «Вебинары по digital-профессиям» (англ. digital — «цифровой» — прим. авт.).

— Кроме того, мы хотели бы, чтобы специалисты комитета выступали у нас в качестве приглашенных экспертов и преподавателей, — добавила Екатерина Викторовна. — Например, в образовательной программе «Цифровая экономика», которая пользуется максимальной популярностью у наших студентов.

ЧГУ в 2020 году стал участником федеральной программы по персональным цифровым сертификатам на бесплатное обучение населения компетенциям цифровой экономики. По ним люди могли пройти курсы повышения квалификации по востребованным направлениям цифровой экономики (например, «Интеллектуальные информационные системы»). ЧГУ обучил жителей Вологодчины и других регионов. С 2021 года проект трансформировался в новый — «Цифровые профессии», государство финансирует 50% стоимости обучения, остальное платит человек либо работодатель. Участвовать могут граждане РФ в возрасте от 16 лет, имеющие среднее профессиональное и/или высшее образование. Подробности на сайте «цифровыепрофессии.рф».

Елена Бжания,

golos@35media.ru

Фото: Дарья Левашова