Мошенники прислали за пенсионеркой такси в деревню


Телефонные мошенники ежемесячно крадут со счетов россиян от 3,5 до 5 млрд (!) рублей. Эти ошеломляющие суммы назвали представители одного из крупнейших банков страны. Каждый день из кол-центра, где «работают» мошенники, осуществляется 3 000 — 7 000 звонков. Успешным является только 1% из общего количества дозвонов. Но, как мы видим, преступники внакладе не остаются. В Вологодской области в ежедневных сводках о мошенничествах зачастую фигурируют суммы с шестью нулями.



Крупный куш. Начнем, пожалуй, с июньских случаев, когда жители Вологодской области переводили мошенникам крупные суммы.


* 67-летний житель Великоустюгского района в течение трех дней перечислял злоумышленникам, которые представлялись сотрудниками службы безопасности банка, деньги со своих счетов. Ежедневно пенсионер тратил на операции по три часа. В общей сложности он перевел 650 тысяч рублей на 26 телефонных номеров.


* 23-летний вологжанин снял в банке 724 тысячи рублей со своего счета и перевел их мошенникам через банкомат торгового центра.


* Жительницу Вологды 1984 г. р. злоумышленники убедили, что банк выпустил для нее новую карту, чтобы защитить деньги на основном счете, где якобы происходят подозрительные операции. Будучи уверенной, что спасает сбережения от виртуальных преступников, женщина на самом деле им же и перевела 416 тысяч рублей.


* 38-летний череповчанин также «защищал» деньги на своей карте после звонка «из банка». Он перевел на телефонные номера мошенников 624 тысячи рублей.


* 60-летняя жительница Череповца отдала злоумышленникам 444 тысячи рублей в надежде, что получит компенсацию за заказанные ранее БАДы.


Мошенники имеют колоссальный доход, обманывая граждан
Мошенники имеют колоссальный доход, обманывая граждан


Попросили помощи. Еще раз опишем, как могут действовать мошенники, на конкретном примере. Главная героиня этой криминальной истории — 73-летняя пенсионерка из Череповецкого района. Днем 3 июня Галине Сергеевне (имя изменено — прим. автора) позвонили из «службы безопасности банка». Мужчина сообщил, что на ее имя одобрен кредит в размере 200 тысяч рублей. Женщина заволновалась: никакого кредита она и не думала оформлять! Галина Сергеевна заподозрила неладное и предупредила собеседника, что сама сходит в офис банка и все выяснит. Тот отреагировал мгновенно — продиктовал номер телефона, по которому якобы можно прояснить ситуацию. Через пару часов она позвонила по указанному номеру.


— Мужчина представился сотрудником полиции главного управления Москвы. Сообщил, что работает по уголовному делу в отношении работника банка, который и оформил на меня кредит. Попросил помощи в выявлении этого работника, — рассказывает Галина Сергеевна. — А еще он сказал, что они не могут отменить заявку на кредит, поданную якобы от моего имени. Меня попросили приехать в банк, чтобы оформить кредит официально и поймать подозреваемого сотрудника с поличным.


Пенсионерка объяснила лжеполицейскому, что живет в деревне в 70 км от города, а автобусы в вечернее время до Череповца уже не ходят. Звонивший пообещал, что завтра за Галиной Сергеевной приедет такси и что все расходы они берут на себя. И действительно, 4 июня к ее дому прибыла машина с шашечками. Мошенники оставались на связи по телефону.


— Утром мне позвонил мужчина, представился Игорем Петровичем, но просил, чтобы в банке я не называла его по имени-отчеству, а делала вид, что разговариваю с внуком, — продолжает Галина Сергеевна. — Я приехала в город, в офисе банка оформила кредит на 200 тысяч рублей на 24 месяца под 19,9%. Сотрудница банка спрашивала меня, на какие цели я оформляю кредит, я ответила, что планирую сделать ремонт в квартире.


По инструкции Игоря Петровича пенсионерка отправилась в ближайший торговый центр на улице М. Горького, чтобы через банкомат перевести деньги. Пока женщина «колдовала» с кнопками, запутавшись в операциях, к ней подошел охранник торгового центра. Поняв, что пенсионерку пытаются обмануть, он попросил у нее телефон и сам поговорил с Игорем Петровичем. Общение было недолгим — мужчина на том конце провода бросил трубку. Охранник пояснил Галине Сергеевне, что она только что едва не стала жертвой мошенников.



«Сидеть долго…» Когда мошенников выводят на чистую воду, они резко меняют тональность: вежливый «сотрудник банка» может сорваться на мат, а приличный собеседник в интернете — сделать циничное признание. Вот вам и реальный пример. 55-летний череповчанин искал на сайте объявлений сварочный аппарат. Нашел подходящую модель за 21 тысячу рублей. В роли продавца выступал житель Москвы.


— Сначала переписка шла на сайте объявлений, а потом продавец предложил перейти в мессенджер. Мужчина обещал, что, как только череповчанин оплатит покупку, он сразу же отправит сварочный аппарат, воспользовавшись услугами транспортной компании, — рассказывает пресс-секретарь УМВД по Череповцу Екатерина Кубышкина.


7 июня череповчанин через банковскую карту перевел 21 тысячу рублей. Продавец оплату подтвердил и обещал на следующий день отправить накладную на отправку сварочного аппарата. Но не сделал этого. Когда вечером покупатель напомнил о себе в сообщении, то получил неожиданный ответ: «Сидеть долго, сроки большие, жить как-то нужно, пойми». Номер «москвича» тут же был заблокирован, его объявление с сайта пропало. Череповчанин понял, что его обманули, и обратился в полицию. Возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество».



Получив предоплату в размере полной стоимости товара, злоумышленник оригинально попрощался с жертвой
Получив предоплату в размере полной стоимости товара, злоумышленник оригинально попрощался с жертвой


комментарий

Звонок с подменой

«Зачастую мошенники используют систему автоматизированной подмены номеров, при этом нередко дозвон осуществляется несколько раз подряд с разных номеров. На дисплее отображается номер, не соответствующий реальному номеру абонента, осуществляющего дозвон, — говорит Иван Волков, руководитель следственного отдела по Череповцу СУ СК по Вологодской области. — Для этих целей применяются специальные программные средства, в которых имеется поле, куда можно ввести абсолютно любой номер телефона для отображения у конечного абонента. Не следует перезванивать по входящим номерам! Для получения информации и разъяснений необходимо вручную набрать телефонные номера, указанные на официальных сайтах государственных структур и банков».

Марина Алексеева,

golos@35media.ru