35media.ru

Жадность продавцов перевели в цифры

«Жадностью отдельных производителей и торговых сетей» объяснил на днях премьер-министр Михаил Мишустин рост цен в России. И сообщил, что у правительства есть инструменты для обуздания аппетитов тех, кто наживается на ажиотажном спросе.

Теперь появились конкретные цифры, подтверждающие словам премьер-министра. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование РЭУ им. Плеханова, производители и продавцы продовольствия действительно неплохо заработали в 2020 году.

То, что аграрии, в отличие от представителей многих других отраслей, практически ничего не потеряли в год пандемии, было очевидно еще в 2020 году. Компании заработали дополнительные деньги на ажиотажном спросе на продукты весной — летом 2020 года. Спорным был лишь вопрос о том, получены ли такие прибыли после начала роста цен на мировых рынках (и, как следствие, в России), ведь и агропром, и ретейл ссылались на рост издержек исключительно из-за пандемии.

Как следует из исследования, сверхприбыли на ажиотаже все-таки были, причем заведомо выше дополнительных расходов из-за коронакризиса. И доходы были особенно велики именно по тем товарным группам, по которым правительство вводило госрегулирование цен (сахар, подсолнечное масло).

По итогам 2020 года рентабельность производителей продуктов в России была в два раза выше рентабельности в промышленности. Доходы от реализации выросли за год на 11 %, прибыль от продаж — на 20 %. Продажи крупнейших производителей продовольствия увеличились на 32 %, чистая прибыль компаний — на 69 %. Средняя рентабельность продаж продовольствия производителями увеличилась на 1,5 % — это показывает, что агросектор воспользовался дополнительным спросом (в основном из-за ажиотажных покупок).

В продовольственном ретейле дела обстояли даже лучше. Рентабельность торговых сетей вдвое превысила среднероссийский показатель, доходы от реализации выросли на 41 %, прибыль от продаж — в полтора раза. В РЭУ не говорят, кто именно нажился за этот период на масле и сахаре. Но издание уточняет, что в отрасли и в правительстве они хорошо известны. И предупреждает, что сверхприбыли временны, а вот репутацию очистить непросто.

Андрей Савин