Как нужно говорить с ребенком о сексе и когда?

Что делать, если маленький ребенок спрашивает, откуда берутся дети? Нужно ли рассказывать малышам истории про капусту или аистов? Когда надо начинать говорить о сексе? Редких родителей не беспокоят эти и другие вопросы полового воспитания. Журналисты «Голоса...» адресовали их специалисту.

«Откуда я взялся?» В рамках проекта «Семья – это важно!» благотворительного фонда «Дорога к дому» прошел онлайн-семинар на тему «Роль родителя в сохранении репродуктивного здоровья подростков. Вопросы психосексуального развития, полового воспитания, безопасного поведения». Участие приняли 62 специалиста из медицинских и образовательных учреждений города. Экспертом выступила Мария Блох — кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта Северо-западного отделения Российской академии медицинских наук (Санкт-Петербург), перинатальный психолог, сексолог. Мы тоже пообщались с Марией Евгеньевной, задали вопросы.

— Когда маленький ребенок спрашивает, откуда берутся дети, нужно ли говорить про аиста, капусту или покупку в магазине?
— Нет, потому что так можно подорвать доверие ребенка, ведь рано или поздно он узнает, что это неправда. Прежде всего нужно выяснить, что ребенок имеет в виду. Бывают ситуации, когда ребенок спрашивает: «Откуда я взялся?», а потом оказывается, что он имел в виду город рождения. «Я вот узнал, что у меня друг Сережа из Иркутска, а я откуда?»
Вопросы о появлении на свет (равно как вопросы о жизни, смерти и пр.) ребенок, как правило, начинает задавать в 3 – 4 года, и это абсолютно нормально — значит, он стал выделять себя в мире, осознавать как отдельную личность. В таком возрасте обычно хватает ответа, что ребенок появляется из живота мамы. Дополнительных вопросов о том, как он туда попал, чаще всего не следует. Вообще, дети быстро удовлетворяют свое любопытство и теряют интерес, переключаясь на что-то другое.
— А если ребенок все-таки будет допытываться, как дети попадают к маме в живот?
— Можно сказать, что мамино семечко и папино семечко или мамина клеточка и папина клеточка объединились и таким образом появился ребенок.
В том же возрасте, 3 – 4 года, пора проводить разъяснительную работу насчет гигиены половых органов. Кто-то считает, что тема не совсем удобна, кто-то уверен, что это само собой разумеющееся, а потому не требует каких-то отдельных разговоров. Однако ребенок должен понимать (а многие дети и даже подростки, как показывает практика, не понимают), что половые органы нужно «содержать» в чистоте.
Понятно, что девочкам проще, когда какие-то вещи, касающиеся их тела, им объясняют женщины, а мальчикам – когда объяснения они получают от мужчин. Но что делать, если семья неполная: мать-одиночка с сыном или одинокий отец с дочерью? Стоит ли, за неимением второго родителя, самой/самому пускаться в объяснения, касающиеся физиологии противоположного пола? Нет, лучше попросить о помощи, скажем, бабушку/дедушку, дядю/тетю. В конце концов, можно попросить специалиста — врача, психолога и т. д.


Без возраста. Хотят родители того или нет, ребенок постепенно приобретает знания о сексе, черпает из окружающего мира: тут кто-то что-то сказал, там попалась картинка или сцена в фильме и т. д. Сейчас подростковым считается возраст от 10 до 19 лет, и к наступлению данного периода дети уже знают «про тычинки и пестики» хотя бы в общих чертах.
— Если ребенок сам ни о чем не спрашивает, когда родителям нужно поговорить с ним о сексе?
— Не существует конкретного возраста, когда мы должны посадить перед собой ребенка и рассказать про секс. Это такой миф о каком-то большом серьезном разговоре. О сексуальности мы говорим все время, потому что само понятие «сексуальность» не про половой акт. Сексуальность – то, как воспринимает себя ребенок: «Я – мальчик» или «Я – девочка». Как он воспринимает других людей. Как эти люди себя ведут, какие у них отношения, что такое любовь, как выбираешь того, кто тебе нравится, и так далее. Все эти вопросы дети задают в самых разных возрастах. Трехлетний ребенок может прийти и рассказать маме, что ему нравится девочка, с которой он ходит в детский сад; и это тоже развитие его сексуальности. И если родители в состоянии ответить на простые вопросы, которые возникают с самого начала, и поддерживать разговор на эту тему, то у ребенка будет внутренняя уверенность, что он может обратиться к родителю и с какими-то более серьезными вопросами. Знаете, я не встречала ни одного ребенка, который пришел бы к родителям с вопросом о технике проведения полового акта. А вот вопросы, допустим, о контрацепции могут возникнуть в подростковом возрасте. Или ребенок может спросить у родителей о каком-то изображении либо видео, которое увидел в интернете и которое вызвало у него непонятные чувства. И задача родителей – помочь, поддержать и, если речь о видео или картинках, просмотр которых может навредить ребенку, оградить его от этого, что, возможно, в перспективе спасет ребенка от сексуального насилия (известно множество случаев, когда преступники начинают действовать через интернет, – прим. авт.).

Еще раз: защитить ребенка с помощью ограничения информации не получится. Нужно говорить с ребенком, чтобы он знал, что всегда может к вам обратиться. И обязательно нужно донести, что физическая близость должна основываться на эмоциональном, духовном единении, что между людьми сперва должна возникнуть душевная близость, любовь.


От запросов. Нет четкого расписания или таблицы, где указано, в каком возрасте нужно говорить с детьми на ту или иную тему, когда надо подниматься с одной информационной ступени на другую. Сексуально-половое воспитание начинается с момента рождения ребенка, а дальше нужно идти от его запросов – простым, доступным для его возраста языком объяснять вещи, о которых он спрашивает (или вы по другим признакам понимаете, что настала пора для этой информации).

Если какой-то вопрос ребенка застал вас врасплох, если вы не знаете ответ, нет ничего зазорного в том, чтобы вместе поискать информацию – например, в книгах, хотя сейчас, конечно, чаще ищут в интернете, главное, чтобы источник был надежный.

Часто взрослые переживают: вдруг просветительские разговоры о сексе спровоцируют раннее начало половой жизни? Просветится ребенок до определенной степени и решит, что надо поскорее переходить от теории к практике.

— Это неправда – доказано. Есть огромное количество валидных (обоснованных, пригодных для применения – прим. авт.) исследований, проведенных такими организациями, как ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и другие. Эти исследования доказывают, что с внедрением сексуального воспитания, сексуального образования становится меньше случаев заболеваний, передающихся половым путем. Дети, с которыми говорили на эти темы, которым все объясняли, вступают в половые отношения примерно на полтора — два года позднее, чем их сверстники; у девушек гораздо реже случается нежелательная беременность. Доступная своевременная информация, которая дана в форме, соответствующей возрасту, на самом деле снижает потребность в том, чтобы проводить свое собственное «исследование»: подросток уже имеет знания и может ответственно принять решение, нужно ему сейчас это или нет.

Обратиться в благотворительный фонд «Дорога к дому» можно по телефону (8(8202) 288-588. Также информация о проектах, программах фонда, предстоящих вебинарах и многом другом есть на сайте «Дорога к дому» (дорога-к-дому.рф).



Для справки
Что почитать по теме
Несколько «наводок» для тех, кто хотел бы почитать о сексуально-половом воспитании.
* Есть Российское научное сексологическое общество, которое публикует статьи в том числе и на эту тему.
* Есть публикации исследований ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций.
* Многие специалисты рекомендуют книги Дебры Хаффнер «От пеленок до первых свиданий» (18+) и «От первых свиданий до взрослой жизни» (16+), их можно найти в интернете. Дебра Хаффнер – американский сексолог, но ее работы актуальны для подростков и их родителей из самых разных стран.
* Если говорить об отечественных авторах, то это Лев Щеглов и Евгений Кащенко.

Елена Бжания,

golos@35media.ru