35media.ru

Надо ли наказывать ребенка-дошкольника?

Наказание — тема непростая. Каждая семья решает этот вопрос, опираясь на свой опыт. Но как быть, когда родители и бабушки-дедушки воспитывались в абсолютно разных реалиях? Надо ли наказывать дошкольника и если да, то как это делать правильно?

Своим опытом делится Екатерина Кашпырева, воспитатель центра образования № 12:

— Поощрения всегда действуют лучше, чем наказания, поэтому изначально лучше позаботиться о том, чтобы выработать систему поощрений в семье. Для этого взрослым нужно четко понимать: что они хотят сформировать у ребенка своими действиями — полезную привычку, поведение? Плюс заранее стоит ответить себе на вопрос: «Как мы будем помогать ребенку осваивать эту задачу?» Я не считаю, что наказаний быть не должно совсем. Но ребенок должен знать, что родитель (значимый взрослый) — это не только карательный орган. Ребенок важен и нужен всей семье. Мы в первую очередь видим достоинства ребенка. Тогда поступков, заслуживающих наказания, сделанных «назло», для привлечения внимания, станет намного меньше.

В семье не должно быть много критики, наказаний и слов «нельзя». Если запретов слишком много, то ребенок все равно будет их нарушать. И в этом случае количество наказаний будет увеличиваться, а поведение — ухудшаться. Ребенок должен понимать, за что наказывают, и заранее знать, какое наказание последует за его проступок. Если наказания «придумываются на ходу» по принципу «раз ты себя так ведешь, тогда не будешь смотреть мультфильмы», то ребенком это воспринимается как импульсивность взрослого и часто кажется ему несправедливым. Поэтому с ребенком необходимо заранее обговорить правила поведения в семье и тщательно проговорить, что будет, если эти правила нарушаются. Для наглядности можно нарисовать (или написать — для детей постарше) эти правила на листе бумаге, а напротив сделать значки, обозначающие поощрения в случае выполнения их и наказания в случае нарушения.

Один из лучших методов воспитания — метод естественных последствий, когда ребенок сам сталкивается с последствиями своего поведения и это само по себе становится наказанием. Например, не захотел собирать свои игрушки на улице — ушли без них, ребенок лишился игрушек.

В качестве наказаний нельзя применять оскорбления, унижения, физическую силу. Битье ребенка — это больше про бессилие родителей и их эмоциональное истощение, а не про воспитание. Результатом насилия может быть невроз или агрессивность, а цель у нас иная — правильно воспитанный счастливый человек. Допустимые варианты наказаний — это ограничения и лишения, которые оговариваются заранее, и ребенок в курсе.

Психологи говорят, что наказание должно быть естественным следствием поступка. Вылил суп на стол (если это не случайность) — остался голодным. Но так работает не всегда. Нас всех, например, беспокоит, что если ребенок не уберет в комнате, то будет жить в беспорядке. Так что в некоторых случаях мы все-таки должны прибегать к наказаниям (ограничениям). Но как это сделать так, чтобы не сломать ребенка?

1. Наказание должно быть за поступки, а не просто из-за того, что у вас плохое настроение.

2. Не оскорбляйте ребенка. В этом случае ребенок концентрируется на своей обиде, а не на поступке.

3. Помните, что плохой поступок — не равно плохой ребенок.

4. Не используйте физическое и эмоциональное насилие.

5. Если вы озвучили наказание, оно должно быть исполнено.  Даже если ребенок попросит прощения. Осознал? Молодец, в следующий раз так не поступишь. Но сейчас ты так поступил и вот это твое наказание.

6. Сотрудничайте с ребенком. Помогите ему разобраться, как в следующий раз поступить правильно.

Подготовила Полина Удовиченко