Чем опасны резкие перемены в поведении

Подростковый возраст, как известно, нередко сопровождается эмоциональными бурями, и бури эти бывают опасными, даже если их предвестник – хорошее настроение. В апреле пройдут вебинары, на которых расскажут, как помочь подростку в сложный период.

Мифы и реальность. Вебинары (то есть семинары по интернету, в формате онлайн) будут посвящены мифам о депрессии и антидепрессантах, борьбе с призывами к суициду в интернете, подростковой агрессии и разнице между нормальными и патологическими психологическими реакциями. Эти вебинары — часть проекта «Родительское просвещение» благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь». Проект реализуется с использованием средств гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Анонсы вебинаров и ссылки на регистрацию можно найти на сайте «Дорога к дому» (дорога-к-дому.рф) и в группе фонда в социальной сети «ВКонтакте» (vk.com/dorogakdomy). Также в группе остаются записи вебинаров, доступные для просмотра в любое время.
О проблемах, которые будут обсуждаться, мы поговорили с Ольгой Кульневой, руководителем проекта «Выбери жизнь» БФ «Дорога к дому».
Сложно сказать, о чем больше мифов – о депрессии или об антидепрессантах. Многие родители уверены, что антидепрессанты непременно вызывают привыкание и человек, который их употребляет, рано или поздно станет «овощем». Но если лечение назначает специалист и пациент следует инструкциям, ни первого, ни тем более второго не происходит. Что касается мифов о депрессии, то, пожалуй, главный из них: депрессии нет. Если ребенок становится вялым, плохо учится, говорит, что у него нет сил, родители нередко обвиняют его в лени и в том, что он все выдумывает. Иногда ребенок сам говорит, что у него депрессия, а родители считают это пустым капризом.

— С такой ситуацией мы сталкиваемся очень часто, наверное, в каждом втором случае, — поясняет читателям  "Голоса..."  Ольга Кульнева.
Бывает и наоборот: когда плохое настроение, апатию, отсутствие интереса к учебе ошибочно принимают за депрессию и начинают если не паниковать, то сильно переживать и, что называется, накручивать. Однако таких случаев ложной тревоги со стороны родителей несравнимо меньше, чем случаев отрицания депрессии.



Тревожный сигнал. Депрессия имеет конкретные причины, основных – три:
* биологические (наследственность, особенности физиологии – выработка гормонов и пр.),
* психологические (например, эмоциональное напряжение, душевные травмы),
* социальные (обстановка в семье, в окружении, в школе и т. д.).

— Для депрессии нужно, чтобы сошлись все три фактора, — объясняет Ольга Анатольевна. – Скажем, только наследственности недостаточно: если социальные и психологические условия благоприятны, депрессия не разовьется. Или, например, если в семье удручающая ситуация, но физиологически организм крепкий и у него есть ресурс, чтобы справиться с депрессией, она не разовьется, особенно если еще есть социальная поддержка.

— Подростковых депрессий за последние годы стало больше или меньше?
— Количество остается примерно на одном уровне, просто стало больше обращений, особенно в пандемию.
Призывы к суициду в социальных сетях, мессенджерах и других интернет-сервисах – тема пугающая, но, увы, актуальная. Если у ребенка есть здоровая база – благоприятная обстановка в семье, социальная опора, хорошая ситуация в школе и т. д., — то убедить (именно убедить, а не заставить, например, угрозами) его покончить с собой практически невозможно. Беда в том, что обычно жертвами таких «уговоров» становятся подростки, у которых есть проблемы. Многие сами ищут в Сети сообщества, посвященные самоубийствам. Помимо тематических групп возникают флешмобы — призывы в определенный день совершить как можно больше самоубийств. Правда, подобную информацию отслеживают соответствующие органы, ее, как правило, быстро находят и удаляют. Потому количество подобных призывов за последние годы снизилось, но они не перестали представлять серьезную опасность.
Многие специалисты считают, что до определенного возраста родители не просто могут, но и должны просматривать сообщения детей в социальных сетях: мораль моралью, но все-таки взрослые несут ответственность за безопасность детей. Именно о безопасности надо рассказать детям, прежде чем давать доступ в интернет. Не нужно называть конкретные сайты или темы, которые ни в коем случае нельзя смотреть, — скорее всего, эффект будет обратный и ребенок начнет искать информацию хотя бы из любопытства. Но необходимо объяснить, что есть опасность и есть правила, которые нужно выполнять – как на улице, на проезжей части, как в любой сфере жизни.
Тревожный сигнал, который может свидетельствовать о том, что ребенок задумывается о самоубийстве или вовсе уже решился, — изменение в поведении. Человек может стать более задумчивым, молчаливым, угрюмым. Бывают прямо противоположные перемены: беспричинная веселость, радостное настроение, ласковое обращение с окружающими (твердо решив покончить с собой, подросток может испытывать облегчение оттого, что, как ему кажется, все наконец определилось). Конечно, внезапные перемены в поведении необязательно связаны с суицидальным намерением, но в любом случае игнорировать их не следует.

Две стороны. Причин, способных стать источником подростковой агрессии, очень много. Даже полное благополучие в семье не гарантирует, что подросток не будет проявлять агрессию. Дело может быть, опять же, в биологических особенностях организма – например, в повышенной возбудимости нервной системы. Важно понимать, когда речь об агрессии, возникшей по объективным (пускай не всегда видным) причинам, а когда – о плохом поведении в результате, допустим, избалованности. Разобраться не всегда просто, потому-то и стоит принять участие в семинаре – там специалист все объяснит, расскажет о нюансах.
— Внешняя агрессия обязательно связана с внутренней агрессией, это две стороны одной медали, — говорит Ольга Кульнева. — Поэтому, если ребенок агрессивный, нужно искать причины внутри.
Тема последнего вебинара – реакции, нормальные и патологические. Есть реакции, характерные для подросткового возраста, например реакция эмансипации (стремление отделиться от родителей, быть самостоятельным). Или реакция группирования – подростку важно принадлежать к какой-либо референтной группе (референтная группа — люди, взгляды и поведение которых являются для кого-то образцом, эталоном). Если его не принимает, условно, хорошая группа, он запросто подастся в плохую и, если она его примет, усвоит ее нормы и ценности.

Важно определить, где заканчивается норма и начинается патология. Один из возможных признаков патологии — если эмоциональная реакция на что-либо длится слишком долго. Характерная черта подросткового возраста – нестабильность: преходящие увлечения, интересы, быстро меняющиеся эмоции и, может быть, друзья. Если подросток на что-то очень остро отреагировал, но эмоции быстро прошли, это нормально. А вот если они «затянулись», оставаясь интенсивными, это уже повод задуматься.
— Эмоциональная нестабильность, агрессивность и многие другие проявления характерны для подросткового кризиса. Пусть это и кризис, но он нормативный, возрастной, — говорит Ольга Анатольевна. — Однако важно определить, может ли какая-либо реакция перейти в личностное расстройство или нет. И на вебинаре как раз подробнее расскажут о том, на что нужно обратить внимание.



Для справки
Расписание вебинаров
. 5 апреля, начало в 19.00, тема — «Мифы о депрессии и антидепрессантах». Ведущий — врач-психиатр Вадим Морозов.
. 12 апреля, начало в 19.00, тема — «Призывы к суициду в детских контентах. Как вести себя родителям». Ведущий — психолог Ирина Смирнова.
. 19 апреля, начало в 19.00, тема — «Подростковая агрессия как отражение внутренней дестабилизации». Ведущий — клинический психолог Екатерина Давыдова.
. 26 апреля, начало в 19.00, тема — «Подростковые реакции: как отличить нормальные проявления от патологических?». Ведущий — психолог Марина Катышева.

Елена Бжания,
golos@35media.ru