35media.ru

Как предотвратить детскую истерику в магазине или на улице

Как быть, когда бабушки и дедушки из ХХ века, а внуки уже из ХХI? Как найти подход к внукам и быть им интересными? Многие из наших читателей задают эти вопросы. Мы решили искать ответы на ваши вопросы у профессионалов — воспитателей детских садов.

Все на концерт

Сегодня мы отвечаем на непростой вопрос: «Как прекратить детскую истерику в общественном месте?» Многим знакома такая картина: посреди магазина стоит (а иногда и лежит) орущий, заливающийся слезами малыш, а рядом суетится красная от стыда бабушка или мама. Окружающие, проходя мимо, бросают укоризненные взгляды: избаловали! Что делать?

Своим опытом делится Валентина Вицина, воспитатель центра образования № 12:

— Я сама уже бабушка, и даже меня порой поведение внука ставит в тупик. Но всегда стараюсь успокоиться, подумать и что-то придумать. Детские истерики, закатываемые в магазинах, явление вполне обычное, и даже самый тихий и послушный ребенок может в какой-то момент устроить «представление». Подобное поведение любимого чада всегда вызывает у родителей два вопроса: как предотвратить такую истерику и что делать, если она уже в разгаре.

Причины

Истерики у детей можно разделить на две группы:
— связанные с определенными ситуациями, которые ребенок не может разрешить самостоятельно и при этом не способен держать эмоции под контролем;
— используемые для привлечения внимания и управления другими людьми.

Первый тип (ситуативный) может быть связан с тем, что малыш просто голоден, устал, хочет спать или ему необходимо снять эмоциональное напряжение. В такие моменты его может расстроить любой пустяк. Такие истерики нужно предотвращать, избегая переутомления, перевозбуждения ребенка, ситуаций, когда он проголодался или вынужден долгое время сидеть неподвижно.

У второго типа (манипулятивного) есть конкретная цель — управление кем-либо, в данном случае родителями. Малыш просит и не получает то, чего он желает в конкретный момент. Если ему говорят «нет», он расстроится и закатит истерику. При этом совершенно бесполезно объяснять крохе причину отказа. В ситуации, когда истерика у полки с игрушками или в отделе сладостей уже началась и усиливается, взрослому предстоит сделать выбор из двух вариантов для своего дальнейшего поведения.

Решения

Первый способ самый простой: ребенок получает вожделенную игрушку или сладость, после чего истерика моментально прекращается. Все счастливы. Но ровно до того момента, пока в поле зрения маленького манипулятора не попадет что-либо еще очень привлекательное. И «концерт для скрипки с оркестром» вполне может быть продолжен у другой магазинной полки.

Соблазняясь легким решением проблемы, стоит иметь в виду: это может только обострить ситуацию. Чем чаще ребенок будет получать желаемое таким способом, тем чаще сообразительный малыш будет применять выработанную тактику. И не факт, что, пройдя переломный возрастной момент, он захочет ее менять. Со временем такое поведение, состоящее из последовательности «захотел — покричал — получил», может проявляться где угодно: в детском саду, в школе. Вряд ли это будет способствовать авторитету ребенка среди сверстников, а это уже чревато проблемами в общении.

Второй способ: cказать ребенку «нет», и ни в коем случае нельзя менять свое решение или сомневаться в его правильности. Не следует обращать внимание на людей вокруг и думать о том, как ситуация смотрится со стороны. Лучше сосредоточиться на поведении малыша. Ребенок должен понять, что шантаж — в корне неверный путь. И если он убедится, что должного эффекта его крики не производят, истерики с каждым разом будут все реже и короче, пока не прекратятся вообще.

Что делать конкретно? Читайте в следующую пятницу.

Подготовила Полина Удовиченко