Улица Бульварная: начало строительства

Мы продолжаем рассказывать историю бульвара Доменщиков. За реконструкцию улицы город готов взяться в ближайшие годы. А как строился бульвар и почему это одна из самых интересных наших улиц? Об этом с помощью ветеранов стройки узнала журналист «Речи».

Панельные, кирпичные и… деревянные

1958 — 1959 годы — это время, когда на карте Череповца появилась улица с красивым названием Бульварная. Это имя она будет носить до января 1983 года, тогда исполком горсовета народных депутатов примет решение дать улице новое имя — в честь выплавки стомиллионной тонны чугуна на четвертой доменной печи Череповецкого металлургического завода.

Но это будет еще не скоро. Сейчас 1959 год. Бульварную окружают не только известные нам сейчас улицы Коллективная, Металлургов, Менделеева и Ленина, но и уже забытые или полузабытые улицы Декабристов, Курманова, Колхозная и даже Наседкина и Пионерская. Да и с улицей Ленина все не так-то просто.

Эту историю нам помогли написать ветераны череповецкой стройки — Виктор Горин, Николай Шаранин и другие. В совете ветеранов стройки нам дали возможность познакомиться с архивом газеты «Ударная стройка», а в архиве нашей газеты тоже нашлось много публикаций о строительстве бульвара.

Ну что, продолжим про улицу Ленина. В 1959 году в городе было две улицы Ленина — старая и новая. Старожилы помнят, а для молодых читателей нужно объяснить. Там, где сейчас ездят автобусы, между школой № 20 и жилым домом № 84, стояла баня. Возле бани № 2 улица, которая шла прямо и стройно от самого начала у реки Ягорбы, делала резкий крюк на юго-запад и поворачивала к Шексне. Она пересекала улицу Бульварную и нынешний проспект Строителей, а тогда улицу Курманова. В конце пятидесятых улицу Ленина начали спрямлять, но какое-то время в городе было две улицы с одним названием: на одной — новостройки, высокие, в пять этажей, а на другой — сплошь деревянные дома.

1959 год. На Бульварной построили уже девять больших домов. А вокруг них — маленькие деревенские избы. Нет еще ни гостиницы «Ленинград» (ее только начнут строить в 1962 году), ни здания полиции, ни детского сада на месте нынешнего «Сбербанка», ни Верещагинской библиотеки (откроется в 1967 году). Нет даже дома, где первый этаж занимал знаменитый магазин «Вальс», о котором с ностальгией вспоминают многие старожилы Бульварной.

А что есть?

Стадион вместо ипподрома

Летом 1959 года открылся стадион «Металлург».

— На этом месте находился ипподром, — вспоминает председатель совета ветеранов строительно-монтажного комплекса Виктор Горин. — Да фактически здесь город и заканчивался. Вокруг были деревни и поля. Я в 1949 году приехал в Череповец из Городища, поселился в Панькино и часто ходил там, где сделали улицу Бульварную. Рядом с ипподромом была воинская часть, она находилась там, где сейчас улица Сталеваров.

Ипподром переселили на улицу Кирилловскую, а стадион возвели за несколько месяцев методом народной стройки. Как писал «Коммунист», в день открытия на стадион пришло 12 тысяч человек, то есть каждый восьмой житель города. Вот как описывает журналист происходящее:

«Перед пятью часами вечера в переполненных автобусах, следующих в сторону металлургического завода, можно было наблюдать такую картину.

— Вам до которой остановки билет? — спрашивает кондуктор.
— Как всем.
— До Бульварной, значит, — понимающе кивает головой кондуктор».

В день открытия состоялись товарищеские встречи волейболистов, боксеров, футболистов, опробовали снаряды и дорожки легкоатлеты. Состоялся футбольный матч на первенство РСФСР между хозяевами поля и футболистами Мурманска.

Писал «Коммунист», что в день открытия череповчане даже поломали забор у входа на стадион: пытались перелезть через него. Одного перелезавшего задержали — человека почтенного возраста, слесаря котельно-монтажного цеха металлургического завода.

Строят в районе бульвара и новую школу — она получит № 12. Газеты пишут, что она сможет принять 930 учащихся. К 27 июля должна быть закончена кладка школы. Но есть и проблемы.

«Коммунист» рассказывает, что сложности возникают из-за рассогласованности разных строительных бригад: каменщики заканчивают четвертый этаж, рабочие уже настилают полы и вставляют оконные блоки… а сантехники еще не вышли на объект. Если сантехники не появятся в ближайшее время, пишет газета, то уже настланные полы придется рубить — чтобы сделать отверстия в потолочных плитах и стенках.

Квартал экспериментальный

203-й квартал, ограниченный улицами Бульварной, Ленина, Металлургов и Ломоносова, стал для города уникальным — именно здесь стали возводить дома по новой технологии, «с колес».

Все для того, чтобы строить быстрее.

«Монтаж «с колес» — это работа трех основных звеньев: завода-изготовителя, транспортников и монтажников — по точно согласованному графику, без складирования деталей на стройплощадке», — пишет «Ударная стройка».

Не будет больше такого, чтобы строители сначала ждали, когда завод произведет детали, а потом — когда их привезут на стройплощадку. Должно быть быстро и четко: сделали — привезли — и тут же краном монтажники снимают панели и ставят ровно в ту часть будущего здания, где они должны стоять. Всего несколько месяцев назад новый способ строительства опробовали в Москве, в 11-м квартале Новых Черемушек; летом 1959 года Череповец подхватил инициативу столичных строителей.

Вот как об этом рассказывает «Коммунист»:

«В графике определено время для монтажа каждой детали в строгой последовательности и в соответствии со схемой монтажа. Так, на монтаж стеновой панели отводится 20 минут, панели лестничной клетки — 20 — 25 минут, дымовентиляционного блока — 20 минут, плиты перекрытия — 10 минут и т. д. Предусмотрено время и для подачи раствора, пиломатериалов, для замоноличивания стыков и затирки швов, подачи шлака. А в конце смены крановщикам дается время для осмотра и смазки крана. Во второй части графика сделан расчет для движения автотранспорта. Здесь указано время прибытия автомашины на завод товарного бетона, время на погрузку, следование в пути, прибытия на объект, разгрузку и ухода с объекта. В смену монтаж дома обслуживает всего одна спецмашина. Две машины — панелевоз и площадка — требуются лишь в те смены, когда монтируются межкомнатные перегородки и плиты перекрытий.

Счет идет на минуты. Стоит только одному из звеньев — бригаде монтажников, или шоферу, или же коллективу домостроительного цеха — задержаться на какой-либо операции, и весь график пойдет насмарку».

На монтаж каждого этажа отводится четыре дня и, кроме того, два дня — на монтаж карнизов и труб. Весь пятиэтажный дом теперь может быть смонтирован за 22 дня. Или даже еще быстрее. Газеты пишут, что в честь начала работы пленума ЦК КПСС строители перевыполняют план: в цехе домостроения «Череповецметаллургстроя» звено Александра Якуничева стало выдавать за смену 8 — 9 плит перекрытия вместо 5 — 6.

Построили. А когда благоустраивать?

В 1959 году случилось одно из знаковых для Череповца событий — 6 сентября вступил в строй телецентр, построенный на улице Ломоносова. В городе появилось телевидение. За полгода-год до этого люди стали покупать телевизоры.

Но жители новых домов жалуются на страницах «Коммуниста»: телевизоры есть, а ставить их некуда, мебельная фабрика не производит тумбочек под них.

«Работники торговли говорят, что на мебельной фабрике сочли невыгодным делать эти тумбочки и поэтому перестали выпускать их», — пишет рабкор Петров. Нет в продаже и шифоньеров, буфетов, комодов, стульев. В течение всего 1959 года жалобы на мебельщиков регулярно появляются на страницах городской газеты.

Вот отрывок из другой статьи: «Очень жаль, что наша фабрика не делает кресел. Изготавливаемые ею диваны не устраивают всех, да вдобавок сразу же из них начинает сыпаться труха, загрязняя квартиру».

Телевизоры есть, а газа нет — централизованное газоснабжение пришло в Череповец только в 1963 году. Жители домов готовили еду на буржуйках.

Нет и освещения новых кварталов, есть только лампочки у подъездов (которые часто не отключают и днем).

Жители волнуются: «Новые кварталы на улицах Бульварной и Ленина, между Бульварной и Сталеваров и во многих других местах очень плохо освещены. В них, случается, бродят пьяные хулиганы и безнаказанно безобразничают», «Подходит осень: короткие дни, темные ночи, а новые улицы города, как Сталеваров, Бульварная и Ленина, совершенно не освещены. Нет света и во дворах новых жилых кварталов».

Череповчанин И. Васин пишет в газету: на Бульварной и Ленина у новых домов не сделали ливнесток — и после дождей вода заливает улицы так, что стоит по три-четыре дня, и люди вынуждены ходить по газонам.

В газету приходит много корреспонденции от жителей новых кварталов. С одной стороны, они рады тому, что переехали из бараков в чистое, светлое и просторное жилье. А с другой — отмечают, что проблем много. Вот письмо о вывозе мусора:

«Попробуйте зайти в один из подъездов дома № 39а по Бульварной улице. Сразу же ударит в нос запах от давно разложившихся отходов. Переполненные ящики не выносятся целыми неделями. А рядом с домом стоят бочки с теми же отходами, которые распространяют не меньшее зловоние».

А вот письмо В. Землянкина, механика автотранспортного цеха ЧМЗ:

«Перекресток улиц Ленина и Бульварной давно стал неприступным. Здесь появилась гора из бетона и льда с двумя гребнями в метр высотой. Самосвалы, доставляющие бетон на стройку, на большой скорости делали поворот на этом перекрестке, и бетон вылетал через борта».

Новые дома, пишут люди, строят быстро, да только капитального ремонта они тоже требуют скоро. На Металлургов, 11а, через год пришлось переделывать полы из-за плохого качества материала, использованного при строительстве. Дело в том, что «пол расстилался на неокоренный подтоварник», сообщает «Коммунист».

А вот статья о балконах:

«Фасады пятиэтажных домов на улицах Металлургов и Бульварной хорошо архитектурно оформлены балконами. Но многие жители этих улиц превратили балконы в мусорные ящики. С них вытрясают грязные половики, развешивают на них белье для просушки, а некоторые умудряются выметать мусор из квартир на головы прохожим».

Да, годы идут, а некоторые проблемы, о которых пишут газеты, почти не изменились. Но чаще всего в ответ на корреспонденцию жильцов следовала реакция администрации города: мусор после жалоб вывозили, освещение делали. А на углу Ленина и Бульварной даже появилась будка с телефоном-автоматом.

Да и куда больше жалоб было от жителей других районов города. Давайте окинем взглядом известную карту Череповца 1959 года и пересчитаем новые многоэтажные дома. Их в Череповце меньше сотни — и все в одном районе, от улицы Максима Горького до улицы Ломоносова. Нет еще даже Комсомольского парка, новый кинотеатр смотрит на пустырь, бывший когда-то кладбищем. А весь остальной Череповец, в котором живут уже около 90 тысяч человек, — малоэтажный, тесный, деревянный. Последний барак в Панькино снесут только в 1974 году.

Конец 50-х годов важен для истории города еще и тем, что это было время расцвета строительства крупнопанельных домов серии 1-420, с высокими потолками, хорошей звукоизоляцией. С начала шестидесятых стали строить уже стандартные хрущевки — с тесными, маленькими квартирами и выглядевшие не так привлекательно.

Алена Сеничева