С какими трудностями сталкиваются приемные родители?

Сказать, что усыновление, опекунство – серьезный шаг, это ничего не сказать. Помочь тем, кто уже стал приемными родителями, и тем, кто пока только думает об этом, могут вебинары благотворительного фонда «Дорога к дому» компании «Северсталь». Они пройдут в марте.

Снимать очки. Обычно у потенциальных родителей изначально уже есть представления о ребенке, которого они хотели бы усыновить. Самый популярный образ – светленькая девочка трех — четырех лет, здоровая и без биологических родственников. В школе приемных родителей (ШПР) преподавателям приходится снимать с будущих усыновителей розовые очки. (К слову, проходить такую школу перед усыновлением обязаны все претенденты, за исключением биологических родственников детей – родные бабушки и дедушки либо родные братья и сестры могут учиться в ШПР по желанию.) Допустим, рассказывать о том, что в усыновлении подростка плюсов не меньше, чем в усыновлении малыша. На занятия приходят уже состоявшиеся приемные родители, в том числе те, кто принял в свою семью подростков, делятся опытом и успехами.

Сейчас в Череповце остался один центр помощи детям-сиротам (располагается он в трех зданиях), на данный момент в нем 127 детей. Есть еще дом ребенка, но многие дети, проживающие там, не имеют статуса сирот (родители оставляют их в соцучреждении на какое-то время из-за сложной жизненной ситуации). 90 % сирот – социальные, то есть сироты при живых родителях. У многих есть кровные братья и сестры, в последнее время становится больше детей из многодетных семей. Среди сирот сейчас практически нет здоровых детей от 0 до 3 лет без братьев или сестер.
Однако это не повод отказываться от планов по усыновлению или удочерению. На данный момент в Череповце более 400 семей воспитывают приемных детей. Добавим, что, вопреки распространенному мнению, стать приемными родителями могут не только супружеские пары, но и одинокие женщины или одинокие мужчины.

— Приемное родительство – это очень интересно, — говорит Наталия Логинова, заведующая отделением содействия семейному устройству череповецкого центра помощи детям «Наши дети», руководитель проекта «Особое родительство» благотворительного фонда «Дорога к дому». — Ведь оно дает толчок не только к развитию ребенка, но и к развитию взрослых людей. Приемные родители раскрываются по-новому, находят новые смыслы жизни — не только в воспитании ребенка, но и в самих себе, у них появляются интересы в сферах, о которых они раньше не знали.


Понимать и не забывать. Проект «Родительское просвещение» БФ «Дорога к дому»  реализуется с использованием средств гранта президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В рамках этого проекта проводятся вебинары (онлайн-семинары), ближайшие четыре будут посвящены вопросам, касающимся воспитания приемных детей. Но информация пригодится и тем, кто уже принял ребенка в семью (усыновил или оформил опеку), и тем, кто пока только думает о приемном родительстве.
Присоединиться к вебинару может любой желающий, это бесплатно. Подробная информация и регистрация — на сайте «Дороги к дому» (дорога-к-дому.рф) в разделе «Анонсы». Зарегистрироваться можно даже непосредственно в день вебинара, но если сделать это раньше, придет напоминание о вебинаре, чтобы человек не забыл.
Первый вебинар проведет Наталия Логинова, он будет посвящен привязанности в отношениях детей и родителей и тому, как ее создать.
— Она, к сожалению, не дается изначально, как в биологической семье. В отношении приемных детей все происходит сложнее, иногда на формирование привязанности уходит несколько месяцев, а то и лет. И, конечно, крайне важно это понимать и не забывать, даже когда завершится период адаптации. Принципы и правила, о которых я буду говорить, могут пригодиться приемной семье в любой момент — и сразу после усыновления, и через год, и через пять, и через десять.
— Можно пример?
— Одно из самых главных правил – безусловное принятие ребенка. Часто приемные родители говорят ребенку, допустим, что пока он не научится себя хорошо вести или не исправит оценки в школе, пусть не надеется на доброе отношение, ни о какой любви не может быть и речи. То есть ребенку ставят условия, которые он не может выполнить, особенно в первое время жизни в приемной семье. Надо учиться принимать ребенка таким, какой он есть.
Если ребенка усыновили совсем маленьким, есть ли смысл рассказывать ему, что он приемный? Этот вопрос задают себе многие. Давать однозначный совет всем и сразу – дело неблагодарное. Тайну усыновления по закону никто не отменял. Но говорят ведь, что все тайное становится явным – это может произойти против воли приемных родителей.
— Когда о том, что они приемные, дети узнают не от своих родителей, это всегда переносится намного тяжелее, — отмечает Наталия Ивановна. – В таком случае дети считают, что родители не доверяют им, поскольку скрывают от них такие важные факты. И если это происходит в достаточно взрослом возрасте, например подростковом, дело вообще может дойти до разрыва семейных отношений. Причем не только между родителем и ребенком, может распасться вся семья, вплоть до развода родителей.

Нельзя пугать. Еще один вебинар расскажет о том, как правильно говорить с ребенком. Здесь очень многое зависит от формулировок. Практически любую фразу намеренно или невольно можно повернуть как в сторону разрешения конфликта, так и в сторону его усугубления. Подбирать правильные слова не только важно, но и не так сложно – опять-таки если знать и применять несколько правил.
Ни в коем случае нельзя пугать ребенка возвращением в детдом. Да, на первый раз это сработает: возможно, в следующие несколько месяцев после угрозы ребенок будет вести себя хорошо. Но за это время он внутренне подготовится к тому, что и этим людям он не нужен, решит для себя, что он все равно плохой и рано или поздно снова окажется в детдоме. И в следующий раз угроза не сработает. Единственное, что получится в итоге, – разрыв семейных связей.
Зачастую у приемных детей проблемы с самооценкой, хотя это не всегда заметно.

— У этих детей есть ряд важных особенностей, о которых нужно помнить, — поясняет Наталия Ивановна. — Они, как правило, не уверены в себе, чувствуют себя в менее выигрышном положении на различных творческих мероприятиях, утренниках в детском саду, праздниках в школе и так далее. Им труднее отвечать у доски, они более замкнутые. Об этом важно знать и приемным родителям, и педагогам в образовательных учреждениях – родителям стоит заранее поговорить с воспитателями или учителями, чтобы к ребенку чаще «применяли» индивидуальные формы работы; скажем, не вызывали к доске, а давали возможность ответить с места.

— Должно ли общение с приемным ребенком отличаться от общения с биологическим ребенком?
— Оно должно не столько отличаться, сколько, повторюсь, происходить с соблюдением некоторых правил. Есть приемы, которые с родным ребенком могут сыграть положительную роль, а с приемным – нет. Например, есть такое педагогическое воздействие, как игнорирование. По отношению к родному ребенку это иногда (допустим, в ответ на какие-то хулиганские поступки или слова) уместно и даже полезно. А по отношению к приемному ребенку этого делать ни в коем случае нельзя, потому что это опять же будет возвратом к ситуации, когда ребенок остается один, считает, что его отвергают и он никому не нужен. И опять же это ведет к разрыву привязанности, а не к ее формированию.


 Для справки

Расписание вебинаров (6+)

1 марта, 19.00: «Привязанность — залог успеха в отношениях детей и родителей».
Ведущий — Наталия Логинова.

15 марта, 19.00: «Как говорить с ребенком, или Чудеса формулировок». Ведущий — психолог отделения содействия семейному устройству ЧЦПД «Наши дети» Наталья Богданова.

22 марта, 19.00: «Как помочь ребенку поверить в себя?» Ведущий — психолог отделения содействия семейному устройству ЧЦПД «Наши дети» Галина Сухарева.

29 марта, 19.00: «Школа и приемная семья: как выстроить общение». Ведущий — психолог отделения содействия семейному устройству ЧЦПД «Наши дети» Алина Подгорнова.

Елена Бжания,
golos@35media.ru