Школьников тестируют на пути к успеху

Тысячи череповецких школьников принимают участие в пилотном проекте программы «Дети Череповца. Путь к успеху».
Ученики 8 – 11-х классов проходят тестирование, помогающее определиться с будущей профессией и не только. Чтобы лучше понять, как это работает и насколько можно доверять результату, журналист «Голоса…» на несколько часов снова стала школьницей.

Больше 5 тысяч. Два месяца назад мы писали об этом тестировании, тогда велась подготовка к его началу. Коротко напомним суть. Тестирование – часть программы «Дети Череповца. Пусть к успеху», которую реализует благотворительный фонд «Дорога к дому». Оно проводится, естественно, бесплатно, исключительно по желанию среди учеников 8 – 11-х классов пока только в Череповце, но, возможно, в будущем эту практику возьмут на вооружение в других населенных пунктах Вологодской области. Тестирование проходит дистанционно, на специальной интернет-платформе, его цель – помочь ребенку узнать его склонности, задатки, предпочтения, сильные и слабые стороны относительно будущей профессии, помочь определиться с выбором.

По результатам теста ученику не просто сообщат, какая профессия / профессиональное направление ему подходит, но и порекомендуют, куда можно направиться. Подскажут, в каких учреждениях дополнительного образования есть секции, кружки, курсы и т. д., соответствующие интересам и потребностям школьника. Или дадут информацию о профильных классах, документы в которые можно подать. Либо порекомендуют колледжи, техникумы или вузы, в которых человек сможет получить профессию, соответствующую его профилю. Примечательно, что речь идет об учреждениях образования, находящихся именно в Череповце, поскольку одна из целей программы – снизить отток талантливой молодежи из нашего города и области. Оценка за тестирование не ставится, оно, повторимся, добровольное и анонимное.

Потенциальная аудитория – около 9 500 человек. Тестирование началось 8 февраля, на конец прошлой недели его уже полностью прошли около 200 человек, еще 5 200 подали заявки, но количество продолжает увеличиваться. Подать заявку можно до 4 марта включительно, это также последний день, когда можно пройти само тестирование. Достаточно обратиться либо к классному руководителю, либо к педагогу, ответственному за профориентационную работу в школе. Ребенок получает индивидуальную ссылку, которая дает доступ к тестированию.



Мгновенный результат. Пройти тестирование можно с компьютера, телефона или планшета. На это уйдет до трех часов.

— Зависит от того, насколько быстро ребенок отвечает, — объясняет Анастасия Байкова, руководитель программы «Дети Череповца. Путь к успеху». – Один может ответить быстро, потому что буквально вчера проходил эту тему, а другому нужно подумать, чтобы вспомнить. Мы закладываем время от полутора до трех часов, но в среднем тестирование занимает два с половиной часа. Необязательно проходить все сразу, можно сделать это в несколько заходов.

Поскольку проверка автоматическая, результаты тестирования и рекомендации ребенок получает сразу же. Результаты всех участников складываются в статистику, которая позволит и создателям программы, и управлению образования понять, что нужно ученикам. Допустим, может оказаться, что нужно открыть больше кружков или секций какой-либо направленности. Кроме того, в тестах есть вопросы, которые позволят понять, какая часть молодежи собирается после школы уехать из Череповца, какая хочет остаться, а какая пока не определилась.
Подобного тестирования в нашем городе никогда раньше не проводилось. Оно не просто помогает в профориентации, но и позволяет школьникам в принципе узнать свои сильные и слабые стороны. В тестировании есть как вопросы, в которых вариант ответа нужно выбирать, так и вопросы, где нужно самостоятельно формулировать ответы, производить вычисления и т. д.

— Все вопросы составлялись преподавателями ведущих вузов Москвы, учеными-психологами, — рассказывает Мария Барабанова, начальник управления образования мэрии Череповца. — Наша цель – помочь каждому ребенку разобраться в своих склонностях, способностях и, исходя из полученных результатов, построить индивидуальную траекторию развития.

Есть блок вопросов, по которым определяются так называемые мягкие или гибкие навыки (англ. Soft skills) — умение работать в команде, активное мышление, коммуникабельность и т. д. Это тоже учитывается для составления рекомендаций по будущей профессии.
— Очень важно, что в списке рекомендуемых профессий будут не только общеизвестные, уже давно существующие на рынке труда, но и те, которые появились недавно и только-только начинают быть востребованными, — отмечает Мария Геннадьевна.


Отчет. Говорят, лучше один раз увидеть (в нашем случае – попробовать), чем сто раз услышать. Поэтому я попросила у организаторов ссылку, которая позволит и мне «протестироваться». Мы договорились, что сразу после этого мои данные удалят из системы, чтобы они не повлияли на общую статистику.
Сначала предлагаются блоки вопросов по физике, математике, химии, информатике и биологии. Их можно пройти в любом порядке. В каждом есть и задачи, которые нужно решить, и отдельные вопросы, в том числе с ответами на выбор. В последующих блоках были вопросы с вариантами ответа – на эрудицию, логику, пространственное мышление, коммуникативные навыки и т. д. Не кривя душой отмечу, что многие задания выполнять было действительно интересно.
После прохождения тестирования на странице сразу появилось развернутое описание – отчет по результатам. Не буду перечислять все пункты, остановлюсь лишь на нескольких. В отчете указано, что мой главный интерес – искусство, на втором месте наука, на третьем – природа. Считаю, что это соответствует действительности, хотя, пожалуй, второе и третье я бы поменяла местами; но не будем забывать, что я давно не открывала учебник по биологии, следовательно, на биологических заданиях проявила себя не с лучшей стороны.

Одно из заключений: «Вы показали интерес к работе в сфере творчества. В зависимости от уровня вашей подготовки и способностей вы могли бы заниматься созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, цветовод, столяр-краснодеревщик) или их оценкой (искусствовед, культуролог, критик, археолог)». Занятно, что мне и самой давно хочется заняться каким-нибудь «ручным» творчеством, а мысли о цветоводстве возникают регулярно, но все не хватает времени. Еще одно заключение: «Объем вашего словарного запаса — выше среднего. Вы наверняка неплохо умеете излагать свои мысли в устной и письменной форме, поэтому вам вполне подойдут гуманитарные и социальные профессии (там, где устная и письменная речь активно используется)».

В списке рекомендуемых профессий – 15 наименований, на первом месте, правда, политолог и философ (вот пусть теперь кто-нибудь только попробует возразить, когда я начну разглагольствовать о политике!), но следом за ними идут редактор и переводчик-филолог. Училась я на филолога (правда, язык не иностранный, а русский). А когда меня относительно недавно спросили, кем бы я была, если бы не стала журналистом, я ответила, что была бы переводчиком.

 Для справки
Не бонусы, а перспектива
Цель тестирования – диагностика, а не оценка, то есть за неудачи не будет никаких «наказаний», а успешное прохождение не предполагает никаких бонусов, скажем, дополнительных баллов при поступлении в вуз или колледж. Однако есть блоки вопросов по пяти естественнонаучным направлениям – физике, химии, математике, информатике и биологии, — являющимся профильными при подготовке специалистов для градообразующих предприятий Череповца. У тех ребят, которые покажут хорошие результаты по данным направлениям, будет перспектива принять участие в других мероприятиях программы «Дети Череповца. Путь к успеху».

Елена Бжания,
golos@35media.ru