35media.ru

Прялочки и пряльцы отметили юбилей

«Прялица» родилась за пару месяцев до полета Гагарина и успела воспеть его на сцене. На юбилейном концерте артисты исполнили золотые номера, а ветераны поделились воспоминаниями в фойе. «Речь» узнала, как «Прялица» прошла через жизнь многих череповчан.

Русская песня, советская эстрада

«Любимые наши прялочки и пряльцы» — в канун юбилея участников легендарного коллектива засыпали поздравлениями: в соцсетях, в почтовых открытках, в дипломах и со сцены. Даже календарь способствовал «Прялице» — день рождения, 6 февраля, выпал на субботу, плюс незадолго до этого концертные залы разрешили заполнять на 50 %, и посмотреть юбилейное действо воочию смогли около пятисот зрителей.

В чем феномен «Прялицы»? Скажете, рядовой самодеятельный коллектив с артистами, которые днем у станка, а вечером на сцене. Но вот поди ж ты. Многие ли любительские ансамбли, даже заслуженные, могут похвастаться гастролями не только по всему Советскому Союзу, но и в США, Италии, Турции и многих других странах? У кого в самодеятельности есть пластинка, выпущенная фирмой «Мелодия»?

Легендарный коллектив на протяжении всех этих лет был лицом Череповца и до сих пор является примером того, как талантливые руководители и влюбленные в русскую песню и пляску люди способны вывести любительских коллектив на профессиональный уровень и прогреметь на весь мир.

«Прялицу» основал Владимир Калашников, в разные годы коллективом руководили Владимир Чибисов, Елена Трунова и другие. На юбилейном концерте о них было сказано немало добрых слов. Выступление открылось номером «Прялица», который дал имя ансамблю.

Сейчас коллектив возглавляет Юлия Нужина, «Прялица» остается верна своему творческому направлению — исполняет русские народные и советские эстрадные песни, выступает в Череповце и городах Вологодской области. Зрителей радует хор ветеранов «Прялицы».

Без песни никуда

В истории «Прялицы» фамилия Луниных играет особую роль, в составе ансамбля выступала целая династия. Предприниматель и ученый Евгений Лунин, который вместе с женой выходил на сцену в русской косоворотке, в 1990-е годы взял «Прялицу» на содержание и финансировал до самой смерти.

К тому времени как Евгений Лунин и его жена пришли в коллектив, в нем пели его брат Владимир с женой Татьяной. Она поделилась с «Речью» воспоминаниями о тех годах.

«Я пришла в 1965 году в пионерский хор, который располагался во Дворце металлургов, — рассказывает Татьяна Лунина. — Спустя два года перешла во взрослый коллектив. Занятия проходили в одной комнате, и, слушая в юные годы русские народные песни, очень полюбила ансамбль. В «Прялице» я была как дома, там я встретила мужа, и сестра моя в ансамбле занималась. Нас там целое семейство».

Татьяна Лунина работала на заводе по сменам, но помехой для ее занятий в «Прялице» это не стало.

«Иногда бывало, что с ночи идешь на репетицию, потом немного отдохнешь и снова в ночь на работу, — вспоминает она. — Или на вечерней репетиции попоешь, а оттуда на трудовую вахту».

На репетициях и концертах отдыхали или уставали?

«Мы поем для души, — говорит Татьяна Лунина. — Какой-то особенной усталости от песни не было, мне ведь это очень нравилось. Даже когда голос пропадал, приходила на репетиции — разучивала партии. Я и сейчас постоянно пою, без песни никуда».

Александр Оленичев неоднократно покидал «Прялицу» и возвращался в ансамбль вновь. Сначала от сцены отвлекла армия, потом рождение сына. «Крепче за баранку держись, шофер», — мог бы он солировать со сцены, потому что песня о нем. Там и о сыне, и о жене, и о руках, пахнущих бензином. Единственная разница — герой песни работал на грузовике, а Александр Оленичев — на рейсовом автобусе.

«Сначала на «единице» работал, потом стали на другие маршруты бросать: три года поработал на маршруте — получай новый, подальше и посложнее, — рассказал он «Речи». — Вставать приходилось в четыре часа утра».

Как тут без песни?

Галина Иванова пришла в «Прялицу» еще до рождения коллектива, такое случается.

«В 1960 году существовал только хор, было всего несколько человек под руководством Владимира Федоровича Калашникова, — вспоминает она. — Мне было 17 лет, я училась в педагогическом институте. Почему пришла в хор? Потому что пела с детства, в институте меня дразнили Руслановой. Моя мама очень хорошо пела, отец играл на тальянке, был лучший тальянист во всей округе. В нашей семье было восемь детей, и все творческие».

После пяти лет репетиций и концертов Галина Иванова покинула «Прялицу» — отправилась в сельскую местность по распределению, потом вышла замуж, пошли дети. Вернулась на сцену спустя десять лет. И больше уже не уходила — вела концерты, занималась с молодежью.

«Пою в хоре ветеранов «Прялица», — говорит она. — Уже почти год не занимаемся из-за коронавируса. Нам очень не хватает этих встреч, для нас ансамбль — это все: друзья, общение и спасательный круг во всех наших бедах и печалях. Мы все и всегда решаем вместе».

Из воспоминаний Евгения Лунина

«В 1976 году мы с «Прялицей» отправились в США. Это была моя первая заграница в жизни, и естественно, страна произвела на меня впечатление. В памяти остались какие-то мелочи. Например, как мы удивлялись сантехнике в гостиницах и не могли понять, как сделать так, чтобы из крана пошла вода, если у него «барашков» нет. Когда мы выступали, американцы хлопали, кричали, свистели, к чему мы не привыкли. Только потом поняли, что так они выражают восторг».

Сергей Виноградов