Ледяных дел мастера приступили к работе

Утюг, шприц, бензопила, терка из гвоздей… Эти и другие орудия труда используют мастера, чтобы воплотить в жизнь эскиз ледовой фигуры. Участники приступили к работе на площади Молодежи, финал фестиваля с концертом и шоу (0+) состоится 7 февраля.

Для фестиваля ледяных скульптур, который открылся в Череповце в девятый раз, было две угрозы — коронавирус и оттепель, — но обе удалось преодолеть. Потепление, превратившее в конце января череповецкие катки в бассейны, закончилось к февралю. Участники конкурса, приехавшие из Москвы, Санкт-Петербурга, Тарноги, Тотьмы, Рязани и нескольких городов Архангельщины (наши тоже есть), назвали погоду идеальной для вырубки ледяных фигур: не слишком холодно, не слишком жарко, и лед хорошо смораживается.

Ледяные блоки от оттепели, к счастью, не пострадали. Двести блоков общим весом 30 тонн вырезали в Климовском озере в Тарногском районе и бережно хранили под пленкой, чтобы не растаяли. По словам ледового доставщика и мастера Сергея Халезова, 600 километров блоки преодолели на фуре-длинномере. Водитель ехал аккуратно, будто вез хрусталь.

Корреспонденты «Речи» нанесли визит мастерам, которые вчера с утра вышли на площадь. Первый день участники назвали техническим, все основное творчество впереди. А на старте нужно составить из блоков общее ледяное полотно для последующей вырубки композиции. Потому в четверг над площадью разносился звук бензопилы и смех участников, приветствовавших друг друга: кто-то год и более не виделся.

У ледяной стены стоит, пританцовывая на морозце, гостья из Санкт-Петербурга Ирина Алимурзаева. Она представляет сборную команду под названием «Петарда», в которую вошли мастера из Северной столицы, Тюмени и Тарноги. В первый день у Ирины работы немного — тяжелые глыбы тягают ее компаньоны-мужчины. В руках у участницы большой шприц, напоминающий о прививках из фильма «Кавказская пленница». Шприц нужен для скрепления блоков между собой, и вода в этом деле лучший клей.

Ирина рассказала и о других необычных инструментах. Например, фанерка с гвоздями и двумя дверными ручками называется теркой и нужна для выравнивания плоскостей и достижения идеального стыка между блоками. Пока мы разговариваем, участники команды, работающей по соседству, достали утюг и принялись гладить ледяной блок, пока он не стал зеркальным.

Главной темой фестиваля, приуроченного к 60-летию полета Юрия Гагарина, стал космос. Команда «Петарда» создает композицию «Дыхание Вселенной» — центральной фигурой будет Вселенная в образе девушки, которая задает своим дыханием движение планет. О том, что год назад вандалы разбили в Череповце все конкурсные скульптуры, участники знают, и намерены сделать свою композицию монолитной. «Все надежно, тонких элементов не будет, — заявили участники команды. — Но если пожелают сломать, то сломают и толстые вещи».

Бороться с желающими сломать организаторы намерены с помощью видео-камер высокой четкости (в прошлом году вандалов поймали благодаря съемке) и предостерегающих плакатов. Мимо них с улыбкой проходит бородатый участник в летней бейсболке. «Не холодно?» — интересуемся у него. Мастер снимает кепку, и под ней обнаруживается плотный вязаный шлем, облегающий голову и шею.

«В Якутске делал скульптуру при минус 57 градусах, и ничего, нормально работалось — только двигайся, не стой на месте, — рассказывает Павел Калининский из Тарноги. — И на Северном полюсе доводилось поработать, делали фигуры медведя и китов для Русского географического общества».

В череповецком конкурсе он участвует восьмой раз, в прошлом были и победы, и призовые места.

Для конкурса он придумал фигуру человека, запускающего рукой спутник. Мотив, навеянный советским детством. «Тогда мы все мечтали стать космонавтами, но стали мастерами, что тоже неплохо», — говорит он.

Сергей Виноградов