Кто определяет цену напоездку в такси в Череповца и каков заработок таксиста?

В советские времена в Череповце существовало единственное таксомоторное предприятие — на улице Гоголя. Оно имело стоянку, ремонтную базу, диспетчерскую службу и административное здание. Город обслуживало около 200 машин — «Волги» желтого цвета. Их не хватало, так что вызвать машину с шашечками зачастую оказывалось сложно. Правда, желающие могли воспользоваться услугами владельцев частных авто, проголосовав на улице. Стоимость проезда была относительно небольшой. В частности, поездка с окраины Заречья до Индустриального района стоила рубль. Много это или мало? Например, за 60 копеек вполне можно было пообедать в столовой. Бутылка водки стоила около пяти рублей… С тех времен количество такси в Череповце увеличилось в два раза. Как сейчас устроен этот рынок, выяснял журналист «Голоса Череповца».

«Шеф, два тарифа!» Быть водителем такси в советские времена было очень престижно. Официальный заработок составлял около 200 рублей в месяц. Но, поскольку такси не хватало, многие горожане платили больше – два-три тарифа. Естественно, что неучтенный доход шел в карман водителю. Ночью часть таксистов торговала водкой, продавая ее в два-три раза дороже номинала.
После развала СССР и перехода к рыночной экономике появилось много таксомоторных предприятий и посреднических диспетчерских служб. С последними водитель мог заключить договор и получать заказы. Впрочем, многие череповчане просто ездили по городу и искали голосующих.

Агрегаторы. Как нам сообщили в департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, на данный момент в Череповце разрешения на перевозку пассажиров имеют 453 машины. 310 из них принадлежат юридическим лицам, а 143 – индивидуальным предпринимателям. Добавим, что в Вологде такси гораздо меньше – 300.

Рынок легковых пассажирских перевозок в Череповце, как и по всей стране, состоит из трех основных участников:
1) агрегаторы,
2) таксопарки,
3) водители.
Агрегатор – это сервис, принимающий заказы от клиентов и распределяющий их по таксистам, которые заключили с ним договор. В сущности, агрегатор – диспетчерская служба. Также он принимает онлайн-оплату, координирует и организует работу водителей. В Череповце большую часть рынка занимают три агрегатора:
* «Яндекс. Такси»,
* «Максим»,
* «Везет».
У каждого из агрегаторов есть свои особенности. У одних есть гарантированный доход таксисту при совершении определенного количества поездок, у других – возможность для водителя отсеивать неинтересные заказы и так далее. Что касается стоимости услуг агрегаторов, то она у всех разная. Например, в одном из популярных сервисов — около 15 % от заказа.


Таксопарки. Второй участник рынка пассажирских перевозок — таксопарки. Правда, они несколько отличаются от тех, что существовали в советские времена. Как рассказал нам руководитель одной из таких фирм, в Череповце насчитывается несколько десятков таксопарков:
— Большинство из них имеют лишь несколько автомобилей и договор с сервисной службой, осуществляющей техническое обслуживание авто. Стоянки, как правило, нет. Офисы большей частью съемные, а зачастую руководитель управляет процессом из квартиры. Крупных таксопарков, где около 50 машин, всего два. Один местный, а второй из соседнего региона. Машины приобретаются на собственные средства или в кредит. Популярен лизинг, то есть долгосрочная аренда машин с возможностью их последующего выкупа по остаточной стоимости. В отличие от советских времен штатных водителей с фиксированной оплатой труда нет. Водители заключают с фирмами договоры в качестве предпринимателей или самозанятых и берут машину в аренду. Как правило, договоры оформляются на длительный срок – пару месяцев, год. В среднем по городу минимальная арендная плата в сутки — 600 рублей. За эту сумму водитель получит относительно старую машину. Верхняя граница — 1 500 рублей. В этом случае авто практически новое. Оплата — за сутки вперед. В качестве диспетчерской службы выступает один из агрегаторов. В большинстве случаев водители сами оплачивают его. Иногда эта услуга, как и осмотры механиком и врачом перед выездом на линию, уже включена в стоимость аренды. Но хочу отметить, что большинство руководителей таксопарков мечтает вернуться к советской системе, когда была собственная стоянка, сервис, офис и так далее. Вероятно, что так оно и будет. Однозначно могу сказать, в перспективе собственный парк машин будет расширяться. Агрегаторы поддерживают таксопарки и помогают им получить скидки в автосалонах, доступный лизинг и кредиты.


Точно по счетчику. Если еще пять лет назад стоимость поездки по городу была у большинства таксистов фиксированной и в основном определялась по принципу «из района в район» и «внутри района», то сейчас механизм ценообразования изменился. Он складывается из двух параметров:
* стоимость подачи автомобиля — в среднем по городу, в зависимости от перевозчика, это 50 — 60 рублей;
* стоимость километра — в среднем по городу тариф 10 рублей; расстояние рассчитывается по электронным картам, так что обмана не будет.
Отметим, что эти цифры относятся к дневному и ночному времени. В часы пик (утром и вечером) агрегаторы увеличивают цену километра примерно на 20 %. Так что если днем от «Северстали» до улиц Олимпийской вы прокатитесь примерно за 150 рублей, то в час пик сумма увечится примерно на 30 рублей.

Как стать таксистом? Третий участник, без которого пока вся система таксомоторных перевозок не может работать, — водитель автомобиля, непосредственно выполняющий заказы. Стать таксистом просто. Во-первых, надо иметь права и водительский стаж не менее трех лет. Это основные условия у агрегаторов такси, без договора с которыми сейчас на рынке работать невозможно, так как именно они поставляют клиентов. Во-вторых, нужна машина. Причем не простая, а имеющая разрешение на осуществление деятельности по пассажирским перевозкам. В принципе, можно пойти в таксопарк и взять в аренду автомобиль, который имеет такое разрешение.
Но предположим, что вы хотите таксовать на своем авто. Что делать в таком случае? Нужно получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. Для это следует обратиться с заявлением в департамент дорожного хозяйства транспорта Вологодской области. Это можно сделать через региональный портал госуслуг, лично или по почте. Заявитель должен быть индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
К заявлению прилагаются следующие документы:
* копия документа, удостоверяющего личность;
* копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
* если машина не в собственности, следует предоставить копию договора лизинга или аренды или доверенности на право распоряжения транспортным средством.  
Легковое такси должно, в частности, иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета и таксометр. Последний шаг, который должен сделать будущий таксист, — заключить соглашение с агрегатором.
 
Станут ли такси комфортнее? Многих горожан не устраивает то, что зачастую в качестве такси используются старые машины, потрепанные внутри, с запахом бензина и так далее. Конечно, в приложении видно, машина какой марки вас повезет, но это максимальные сведения, которые можно получить. Вероятно, в будущем эта ситуация изменится. Со стороны агрегаторов стала четко прослеживаться политика по ограничению сотрудничества с таксопарками и водителями, имеющими старые неприглядные авто.
Пока же единственная возможность гарантированно проехаться на приличной машине — выбрать вместо тарифа «Эконом» тариф «Комфорт». В таком случае к вам прибудет иномарка в хорошем состоянии с кондиционером. Правда, это будет стоить процентов на 20 дороже. Отметим, что тариф «Комфорт» не пользуется особым спросом у горожан. В основном его заказывают высокопоставленные командированные на крупные городские предприятия.



к сведению
Доход таксиста
Водитель такси, который работает на личной машине по восемь часов пять дней в неделю, зарабатывает в среднем от 30 000 рублей в месяц без учета расходов на бензин. В случае аренды авто из этой суммы следует вычесть 12 000 рублей и стоимость бензина. Как мы видим, заработки в такси относительно небольшие. Добавим, что в первые несколько месяцев пандемии из-за ограничения свободного перемещения людей количество клиентов резко уменьшилось. К тому же, так как предложение превысило спрос, цена одной поездки снизилась чуть ли не в два раза. Однако ближе к лету люди снова начали активно перемещаться и сейчас рынок вернулся к показателям годовой давности.

Клим Снегов,
golos@35media.ru