35media.ru

Маркировка для молока станет обязательной

В 2021 году в России начинает действовать обязательная маркировка молочной продукции. Старт дан: с 20 января система маркировки продукции этой товарной группы заработала в добровольном формате. Что будет дальше и чем поможет потребителю?

Правила маркировки

Обязательная маркировка молока позволяет отслеживать товары с момента их производства до продажи потребителю. Чтобы на прилавки не попал фальсификат (например, под видом сыра — сырный продукт, содержащий заменители молочного жира), на все упаковки будет наноситься цифровой код Data Matrix. Для его получения производитель должен зарегистрироваться в «Честном ЗНАКЕ» — национальной системе маркировки и прослеживания продукции.

Для особо любознательных — технические детали. Код маркировки содержит: 14 знаков кода товара, 13-значный индивидуальный серийный номер, криптохвост (код проверки) для защиты от копирования, срок годности. У товаров с долгим периодом хранения срок годности состоит из шести знаков, а у скоропортящихся продуктов — из десяти.

Когда заработает маркировка

Вводят обязательную маркировку поэтапно. С 20 января 2021 года система маркировки заработала в добровольном формате, на этом этапе коды маркировки будут бесплатными для производителя. С 1 июня 2021 года цифровые коды станут необходимы для сливочного масла, мороженого и сыра. Для молока и сливок со сроком годности более 28 дней маркировка станет обязательной с 1 сентября 2021. С этой же даты требование наносить коды затронет пахту, свернувшееся молоко, сливки, йогурты, кефир, сыворотку, творог, сметану.

С 1 декабря 2021 производителей обяжут наносить коды на молоко и сливки со сроком годности 28 дней и менее. Правила коснутся также молока и сливок сгущенных (в том числе с добавлением сахара) и напитков с молочным жиром. С 1 декабря 2022 года фермеры должны будут наносить коды на свою продукцию, производимую для продажи (требование затронет и тех, у кого есть свои торговые точки, и тех, кто обходится без них). Завершающий этап наступит 1 декабря 2023 года. С этой даты начнется обязательная прослеживаемость каждой единицы молочной продукции.

Для чего это нужно

Как объяснила главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора Валентина Анисимова, обязанность маркировать молочную продукцию возложена на ее производителей. Таким образом они вводят продукцию в оборот, то есть узаконивают ее продажу, перевозку и хранение. Далее система позволяет отслеживать движение продукции по всей цепочке, через оптовиков до розницы и общепита.

Что это дает потребителям, то есть всем нам? Как предполагается, система обеспечивает уверенность в покупке легальных и качественных товаров, а значит, защиту жизни и здоровья. Кроме того, маркировка может служить инструментом общественного контроля и защиты прав потребителей.

Молочные реки разделили

Сейчас от разнообразия молочной продукции в магазинах глаза разбегаются. И цены кусаются. А хочется купить недорогой, но натуральный сыр, творог, молоко, сметану и т. д. Как отличить? Раньше делать было это трудно. Если только удастся прочитать состав продукта, который нанесен на упаковку мелким шрифтом. Продукты на прилавках разделили. «Речь» писала об этом (номер за 19 августа 2019 года, «Молочную продукцию развели по углам»). Натуральные продукты, без заменителей молочного жира, — отдельно, с заменителями — отдельно.

— В крупных магазинах этому правилу следуют строго, — рассказала «Речи» Валентина Анисимова. — Но на рынках бывают нарушения. Женщина выбирала сыр, попробовала — понравился, купила. А домой принесла и поняла, что это не сыр и даже не сырный продукт, а что-то из растительных жиров и белков. Написала нам жалобу. Разобрались, продавец вернула деньги.

Молоко, да не то

Читатели «Речи» часто просят нас объяснить, что такое восстановленное молоко. Не хуже ли оно натурального? Разобраться в этом нам поможет главный специалист-эксперт территориального отдела Роспотребнадзора Валентина Анисимова.

— На упаковках мы читаем: «цельное», «нормализованное» или «восстановленное». Что это значит? — говорит Валентина Анисимова. — Цельным называют молоко, полученное от коровы, профильтрованное и обработанное теплом, то есть прошедшее пастеризацию. Если у молока дополнительно убавляют или повышают жирность, доводят до определенной нормы, то это уже нормализованное молоко. Восстановленное молоко делают из сухого, и оно по своему составу практически не отличается от остальных видов. Такое же полезное и полноценное. Вот и весь секрет.

Интересуются наши читатели и тем, что такое «Немолоко». Сейчас про это часто рекламу крутят по телевизору.

— «Немолоко» — это обычный маркетинговый ход, — объясняет Валентина Анисимова. — Это придуманное название. Это действительно не молоко, а напиток: овсяный — на основе овсяной муки, гречневый — на основе муки из гречи и т. п. С добавлением каротина, лизина, рибофлавина. Позиционируется как полезный продукт, не содержащий лактозы (молочного сахара). Никакого отношения к молоку или молочному напитку этот продукт не имеет.

Татьяна Ковачева