35media.ru

Как я оказалась автобусным зайцем

Ситуация типичная. Захожу в автобус, протягиваю кондуктору банковскую карту для оплаты, документы, подтверждающие мое право на льготный проезд. Карта не считывается. Кондуктор заявляет мне, что я попала в стоп-лист. Что это такое и как мне быть?

Дело было вечером…

Дело было вечером. На улице мороз трескучий. Возвращаюсь с работы. Подходит мой автобус, 38-й, я еду в Заречье. Достаю из сумочки банковскую карточку, документы, подтверждающие мое право на льготный проезд за 24 руб. Прикладываю карту к терминалу — а она не считывается. Кондуктор объясняет мне, что я попала в стоп-лист, и просит оплатить проезд иначе.

Я запасливая, и в кошельке у меня всегда найдется немного наличности. Расплатилась. Устроилась на свободное место. И вдруг мой телефон мне сообщает: плата за проезд прошла, с карточки списано 24 руб. Вскочила, побежала по салону за кондуктором: «Девушка, посмотрите, плата за проезд прошла. То есть, получается, я расплатилась один раз карточкой и второй раз наличными. Два раза оплатила проезд?» Она мне в ответ: «Эти вопросы не ко мне. Звоните по телефону. Вот по этому». Показывает на окно автобуса, где размещен информационный листок. Издалека вглядываюсь в номер телефона (не расталкивать же мне пассажиров), достаю ручку и нацарапываю на клочке бумаги. «Об этом я подумаю завтра», как говорила Скарлетт О’Хара из «Унесенных ветром» (16+).

Почему я попала в зайцы?

С утра решила проверить номер телефона: вдруг в автобусе неправильно записала? Выяснилось, что номеров не один, а даже два: 54-60-75 и 54-28-50. Набираю первый — занято. Набираю второй — длинные гудки, никто трубку не берет. Ну, думаю, не дозвониться. Ан нет. По первому номеру трубку берет оператор Ирина. И она терпеливо мне растолковывает, что, как и почему.

— Давайте посмотрим. Татьяна Александровна, 11 января в 20.49 вы ехали на автобусе маршрута № 38. Приложили пластиковую банковскую карту к терминалу кондуктора, и вам выдали чек об оплате проезда на сумму 24 руб. А через три минуты были запрошены средства на вашей банковской карте, их оказалось недостаточно, — объясняет мне Ирина. — Таким образом, билет вы получили в автобусе, проехали, а поездку не оплатили. Ваша карта попала в стоп-лист. 12 января вы ехали на автобусе маршрута № 38 в 16.44. Приложили карту к терминалу кондуктора, и ваша задолженность была снята. И в это же время вы оплатили наличными свой проезд. Да, плата произошла дважды. Но в первый раз была погашена задолженность, а во второй раз просто оплачен проезд.

Ну да, конечно, как же это я могла забыть? 11 января у меня на карточке «болтались» рублей 200, не больше. Я еще заходила в кулинарию, купила себе плюшки, потом молоко…

В уме считала, хватит у меня на проезд или не хватит. Почему в уме? Да потому что именно в этот день у меня полетел телефон. Я его сдала в ремонт и забрала на следующий день. В общем, наличие денежных средств на карте я не проверила, вот и попала в зайцы. Сама виновата.

Ладно, со мной разобрались. А какие вообще существуют способы решения проблемы у горожан, которые попали в стоп-лист?

Три варианта разблокировать свою карту

Первый. Транспортный «Личный кабинет».

— Он есть у каждого жителя города, который владеет пластиковой банковской картой. Для примера, в него можно зайти по ссылке: securepayments. sberbank.ru/client/login, — рассказывает Ирина. — В транспортном кабинете все подробно расписано: дата поездки, дата и время запроса денежных средств с карты, стоимость поездки, маршрут. Заходите, нажимаете кнопочку «Погасить задолженность». Все — ваша карта разблокирована.

Второй. Приложить свою пластиковую банковскую карту к терминалу кондуктора — с вас снимут задолженность. За поездку же можно заплатить другим способом: наличными, другой картой, телефоном, в который заложена виртуальная пластиковая карта (у нее другой номер, она не будет заблокирована). На следующий день вы уже свободно можете пользоваться своей пластиковой картой: она разблокирована.

Третий. Позвонить по телефону 54-60-75 или 54-28-50. Вам помогут разблокировать карту.

— Звоните, не стесняйтесь, мы поможем каждому обратившемуся, — говорит Ирина. — Нередко бывает, звонить не решаются пенсионеры. И напрасно, мы потратим на вас столько времени, сколько нужно, чтобы все вопросы были сняты. Хочу обратить ваше внимание на то, что нужно проявить терпение. Телефон может быть занят, короткие гудки. Если вы слышите длинные гудки, значит, вы на линии ожидания. Оператор освободится и переключится на ваш звонок.

Утром стулья — вечером деньги

Следует обратить внимание и на тот факт, что плату за проезд в автобусе или трамвае могут снять не моментально, а позже. Люди нередко возмущаются: «Я сижу дома, а с меня взяли плату за проезд». Может такое быть?

— Конечно, может, — говорит Ирина. — Вы прикладываете свою банковскую пластиковую карту к терминалу кондуктора — чек (билет) выходит сразу. А снятие денежных средств с карты может быть произведено через три минуты, несколько часов или через несколько дней. Оплата в транспорте происходит в системе офлайн, а не онлайн, как в магазине. Купил продукты — на кассе расплатился, деньги тут же сняли. В системе офлайн сначала выходит чек. Потом идет запрос денежных средств, потом их списание. Операционную обработку оплаты может процессировать робот. Поэтому возможны ошибки проведения платежа по различным причинам (превышено время ожидания сети, операция признана подозрительной, ошибки процессинга и др.).

Татьяна Ковачева