35media.ru

Кому нужно было купаться в Крещенскую ночь

С 7 по 19 января святочная пора — время гаданий. Время это считалось таинственным, опасным, но интересным. Какие традиции были в деревнях, рассказывает научный сотрудник усадьбы Гальских и педагог этнографической студии «Матица» Елена Беляева.

— Святки — это особое время, от Рождества до Крещения, длятся почти две недели. Раньше люди считали, что каждый год старое солнце умирает перед Рождеством, а новое рождается на Крещение, и эти две недели — время без солнца, без тепла, когда стирается граница между миром живых и миром потусторонним. Этого надо было опасаться, но Святками можно было и воспользоваться, — рассказывает Елена Беляева.

Во-первых, на Святки гадали, и именно эти гадания считались самыми точными. Возможностей узнать судьбу было много — от легких гаданий до «страшных» (это слово произносили с ударением на последний слог). На последние гадания решались только самые отважные девушки. Например, пойти ночью на развилку двух дорог, начертить сковородником линию вокруг себя, лечь на землю и слушать — что послышится, то и сбудется.

А на фотографии к статье — несложное гадание на курице и зернах. Каждая девушка кидала зернышки в свое кольцо, а потом выпускали курицу — из чьего кольца она начнет клевать в первую очередь, та и выйдет первой замуж в этом году.
В Святки по деревенским домам ходили ряженые — они символизировали души предков. Ряженым нельзя было показывать свое лицо, чтобы никто не догадался, кто из деревенских жителей скрывается под странной одеждой. Ряженых угощали — чтобы предков задобрить.

— Они одевались определенным образом. Были так называемые «баские наряженки», когда надевали старую одежду, например сарафаны прабабушек, вышедшие из моды. И были «страшные», изображающие потустороннюю силу: штаны надевались на руки, шуба — на ноги, вся одежда наизнанку. Меняли голос — произносили слова не на выдохе, а на вдохе, тоже, чтобы никто не узнал ряженого. Были взрослые замужние женщины, которые закрывали лицо большим платком, свисавшим до колен, приходили в избу, молча плясали, разбрасывали везде золу и снег, — продолжает Елена Беляева.

На проказы молодежи в Святки взрослые люди закрывали глаза, и у парней и девушек появлялась возможность отомстить тем, кто им не нравился. Ребята раскидывали поленницы по огороду — и хозяевам дома приходилось поутру все собирать, да поторапливаться, а то дрова отсыреют. Или воронье гнездо подбрасывали в печную трубу; входные двери поливали на ночь водой — чтобы за ночь они заледенели и хозяевам было не открыть. Считалось, что это не молодежь буянит, а нечистая сила бесчинствует.

Ходили по домам и христославы — их не нужно путать с ряжеными или с колядовщиками, они пели песни о рождении Христа.

— И те, кто был ряженым в Святки, и те, кто гадал, буянил, изображая нечистую силу, должны были искупаться в Крещение, им нужно было обязательно смыть с себя бесовщину. Остальным деревенским жителям можно было просто умыться святой водой на праздник, — говорит Елена Беляева.

В советское время святочные традиции сохранялись, на них смотрели снисходительно. Запрещала власть то, что было связано с христианством, а гадания на Святки пошли от язычества. Какие-то традиции трансформировались — из деревни люди переезжали в город, а здесь незамужней девушке сложнее найти распутье двух дорог, без людей и без машин, чтобы начертить круг, лечь и послушать землю. Появились новые гадания, не такие страшные, — по строчке из книги или на суженого, когда бумажки с именами кладут под подушку, а наутро достают одну.

Алена Сеничева