Искусственный интеллект сэкономит время в пути

Череповец получил 240 миллионов рублей на создание интеллектуальной транспортной системы. Это важная часть большого федерального проекта по цифровизации городского хозяйства «Умный город». На перекрестках уже установили 49 детекторов транспорта – датчиков, которые фиксируют ситуацию на дорогах, чтобы не позволить собраться пробке. Оценить, насколько быстрее станет переезжать из района в район, водители смогут в 2021 году. А вот пассажиры автобусов и трамваев уже оценили другую наглядную новинку — «умные» табло на остановках.

Выбор: на чем уехать? Светодиодные табло смонтированы на остановке «Набережная» (в обоих направлениях) и у колхозного рынка (в направлении ул. М. Горького). До конца года табло появятся на остановке напротив рынка, у Дворца химиков, ТЦ «Рассвет», Дворца металлургов, «Кванториума», «Алмаза», бывшего ТЦ «Юбилейный» и на остановке «У кольца» на Октябрьском проспекте. Почему выбраны именно эти места? Здесь череповчане чаще всего делают пересадки, чтобы добраться до пункта назначения.
— Это табло, а не экраны, которые в солнечную погоду могут «бликовать» и быстро выгорать. Они уже без проблем отработали в ледяной дождь, а вообще рассчитаны на температуру от минус 40 до плюс 50 градусов Цельсия. На табло отображаются номера автобусов и трамваев и конечные точки маршрутов их следования. Рядом – время прибытия определенного номера на остановку, — рассказал «Голосу…» директор Центра муниципальных информационных ресурсов и технологий (ЦМИРиТ) Андрей Лужинский.
Какова логика их использования? Принцип прост: дать людям больше свободы для принятия решений. Располагая информацией на табло, они могут сделать выбор, на чем уехать. Простой пример привели специалисты ЦМИРиТа: с остановки «Набережная» человеку нужно попасть на улицу Гоголя. Табло информирует: автобус № 8 приедет через 20 минут, а «двойка», например, которая останавливается у Дворца химиков, то есть недалеко от нужной улицы, через пять минут. Сев на «двойку», пассажир в конечном счете окажется на улице Гоголя раньше, сэкономив 15 минут. А если таких случаев экономии за день окажется несколько, у него освободятся целые часы, которые раньше уходили на ожидание транспорта и дорогу.

«Протолкнуть» машины. Специалисты называют интеллектуальную транспортную систему крупнейшим для Череповца проектом по цифровизации. Средства на ее создание получают из федерального центра все города – участники «Умного города», в том числе и Череповец, вошедший в проект в 2019 году. Табло на остановках и видеокамеры над дорогой – видимая часть системы. Все остальное – это сложный механизм из многочисленных компьютерных программ, которые соединены с контроллерами на светофорах и детекторами транспорта на перекрестках. Механизм связывает все элементы в единое и работает по определенным алгоритмам.
— Задача интеллектуальной транспортной системы – управлять потоками так, чтобы всем было удобно и безопасно: пешеходам, автомобилистам, общественному транспорту, спецслужбам, — пояснил Андрей Лужинский.
Что сделали в Череповце в этом году? Во-первых, на 15 перекрестках заменили контроллеры, иначе говоря, «мозги» светофоров. Теперь менять настройки системы можно удаленно. Во-вторых, поставили 49 детекторов транспорта на световые опоры на перекрестках. Это специальные датчики. Искусственный интеллект анализирует всю информацию, которую фиксируют связанные с ним фотокамеры, и отображает на экранах компьютеров. На основе этих данных специалисты делают выводы: сколько автомобилей, откуда и куда едут по городу, с какой скоростью, в какие часы улицы наиболее загружены…
Зачем вкупе к контроллерам нужны детекторы? Череповец знаком с понятием «умный светофор»: специальный датчик видел, что собирается пробка, и включал нужный режим работы, чтобы машины проехали через перекресток. После выключался, не учитывая, какая ситуация будет на следующем светофоре. То есть решал проблему на одном перекрестке, создавая проблемы на других. Теперь же пойдут другим путем. В течение 2021 года установят еще 101 детектор транспорта. Это поможет спрогнозировать потоки автомобилей, научить систему рассчитывать время работы фаз светофоров и задать нужные алгоритмы. Сначала интеллект будет давать рекомендации специалисту, чтобы менять режим в нужный момент вручную. Затем система будет делать это автоматически.
— Понимание, как нужно работать светофорам в определенное время, поможет нам «протолкнуть» машины через город, не заставив их стоять в пробке. В случае аварии мы сможем перенаправить транспортные потоки. Это уже будут не «зеленые волны», а «зеленые маршруты», — отметил Андрей Лужинский.
Эти изменения горожане почувствуют уже к 2023 году. На перспективу есть еще несколько идей: информационные табло над дорогами (сообщающие водителям о дорожной ситуации), платные парковки для уменьшения количества автомобилей на узких улицах, заужение и расширение улиц. Цель проста: все машины должны попадать в пункт назначения быстрее. А это сэкономит не только время, но и нервы.

Плюс 47 видеокамер. Конечно, «Умный город» касается не только транспортной стороны городской жизни. Это восемь разных направлений с десятками проектов. Череповец постепенно (за счет средств городского бюджета) начал воплощать в жизнь 16 проектов. «Голос…» уже рассказывал о бесконтактной оплате проезда и транспортных картах, цифровой платформе для активных горожан, где собраны полезные сервисы, об «умных» датчиках на спецтехнике для уборки города, которые позволяют вести контроль за качеством работы. Как сообщили специалисты, до конца года датчиками оснастят все машины «Спецавтотранса». Также на главных улицах смонтировано свыше 1 000 «умных» (с несколькими секциями, чтобы регулировать мощность освещения) светодиодных светильников.
Еще одна важная составляющая «Умного города» — безопасность. В последние 10 лет за порядком на общественных территориях Череповца следили 97 видеокамер. А по подсчетам специалистов мэрии и полиции, городу нужно около 1 300 видеокамер для еще 130 общественных территорий. В планах на этот год – монтаж 47 видеокамер.
11 камер уже установлены на площади Молодежи. Поводом послужило происшествие с ледяными фигурами. Полицейские ведут статистику: больше видеокамер — меньше преступлений, не только актов вандализма, но и разбойных нападений. До конца года закончится монтаж 36 обзорных камер в парке «Серпантин», сквере чернобыльцев и в парке 200-летия Череповца. В следующем году планируется оснастить камерами еще 24 общественные территории. Это обзорные камеры, которые помогают отследить маршруты конкретных людей. Но современные требования диктуют необходимость появления «очень умных» камер – с биометрической идентификацией. В ЦМИРиТе протестировали несколько систем, выбрали одну. Комплекс сейчас монтируют на автовокзале.

дословно
Директор ЦМИРиТ Андрей Лужинский:
— Все задачи по «Умному городу» будем решать постепенно. Например, есть много задумок для автоматических систем в сфере ЖКХ. Средства на реализацию идут из городского бюджета, Федерация выделила деньги только на интеллектуальную транспортную систему. Поэтому и расставляются приоритеты. Некоторые налогоплательщики считают наши траты на «умные» технологии пустыми. Но цифровизацию мы делаем именно для череповчан. Первый очевидный плюс — экономия времени, важного и невосполнимого ресурса. Второй плюс – защита горожанина. Его передвижение по городу пешком или на автомобиле круглосуточно должно быть безопасным. Третий плюс – комфорт проживания. А достичь всего перечисленного нельзя, не имея на руках данных. Например, построить в нужном месте тротуар, расширить дорогу.

Алина Волкова, газета «Голос Череповца»