«Мертвые души» я прочитала полностью"

Мы продолжаем нашу рубрику «Буду читать всегда», в которой горожане размышляют о пользе чтения, о роли книг в современном мире, о том, как трудно бывает приобщить к чтению наших детей. Сегодня на вопросы «Речи» отвечает наш гость — Анна Белая, директор некоммерческой организации «Старость в радость».

— Анна, как и когда вы приобщились к чтению книг?
— Читать я начала в четыре года. Почему? Да потому, что в нашей семье все читали. Все вокруг меня читали. Родители, брат, сестры. У меня три сестры и брат. Старшие сестры и брат ходили в школу, делали уроки, читали книги. Не погрузиться в эту атмосферу всеобщего чтения было просто невозможно.

— В детстве у каждого была любимая книжка или та, что запомнилась надолго. Я помню «Цветик-семицветик» Валентина Катаева (0+), «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева (0+), «Денискины рассказы» Виктора Драгунского (0+), «Три Толстяка» Юрия Олеши (0+) и многие другие. А какую книжку помните вы?
— «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова (0+). Я помню яркую обложку, запах страниц и то волшебное, что происходило с героями книг. У Носова ведь целый цикл книг-историй про Незнайку. Особенно мне запомнилась книжка «Незнайка на Луне» (0+) про профессора Звездочкина, про загадку лунного камня. А герои книги? Кнопочка, Торопыжка, Знайка, Пилюлькин, Винтик и Шпунтик, Гунька, товарищ Незнайки. А как Незнайка сочинял стихи! «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Очень хорошая детская книжка. «Незнайка на Луне» учит в любых обстоятельствах оставаться человеком, быть верным дружбе, не поддаваться жадности и тщеславию. Эту книжку я прочитала еще до школы. А потом записалась в школьную библиотеку.

— А ваши дети читают?
— Сын Александр, ему 11 лет, читает, у него уже сложились свои отношения с книгами, я в них особо не вмешиваюсь, не навязываю, что нужно читать, а что нельзя. Дочь Зоя еще маленькая, ей два года, но интерес к книгам проявляет. У нас есть домашняя библиотека. Но стеллажи с книгами выстроены не вертикально, как это обычно бывает, а горизонтально. Полки не очень высокие. А сами книги доступны дочери. Только отвернешься, а Зоя уже сидит на полу, обложившись книгами, листает страницы, «читает»: «Бу-бу-бу». К слову, не всегда любит, когда ей читают. Может закапризничать: мол, перестань. Выхватывает из рук книжку и сама «читает». А если Зое читать стихи вслух, то ее детского терпения пока еще хватает на то, чтобы прослушать одно-два коротких стихотворения, не больше.

— Лично я сейчас жалею, что не сохранила детские книжки издания 60 — 80-х годов. Сейчас пошла в книжный магазин — книжка та, да не та. Красочная, иллюстрации яркие. Но слишком яркие, как говорит один мой знакомый художник, «вырвиглаз». Помните, какими были старые детские книги?
— Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова (0+). Старая книжка с иллюстрациями еще советских художников. Простые картинки, но притягивают, будят воображение. Она, к сожалению, не сохранилась. Из школьных лет в памяти осталась еще «Динка» Валентины Осеевой (12+).

— А героические книги читали? Я помню, какое глубокое впечатление на меня произвел «Гаврош» Виктора Гюго (12+) — для детей этот отрывок из романа «Отверженные» издавался отдельной книгой. О временах, когда Париж был полон беспризорников. О том, как уличный подросток Гаврош присоединяется к революционерам, помогает готовить восстание, собирает под обстрелами патроны и погибает от пули на баррикаде…
— Навскидку назову одну из таких книг: «Как закалялась сталь» Николая Островского (12+) — про героя Гражданской войны Павку Корчагина. Ее я прочитала еще в школе. В школьные годы сильное впечатление на меня произвела и «Динка» Валентины Осеевой, которую я уже упоминала.

— Классику в школе читали или, как говорится, проходили мимо?
— В восьмом классе прочитала поэму Гоголя «Мертвые души» (12+). В школе на изучение произведения отводилось немного часов, все прочитать не успеешь. Я выбрала время и прочитала все произведение. Мне было интересно. Позже прочитала роман Достоевского «Бесы» (16+). Не потому, что меня заставляли, просто хотелось понять, про что эта книга. Сразу погружаться в текст было сложно, а потом увлеклась.

— А каким в целом было ваше отношение к книгам в школе?
— Расскажу об одной ситуации. Школьная библиотека была в соседней деревне, в четырех километрах от того места, где я жила (Бабаевский район). Раз в две недели мы с подружкой пешком ходили в библиотеку, зимой брали лыжи и, несмотря на мороз, катили с ней четыре километра туда и четыре обратно. Мы выросли, разъехались. Позже я узнала, что эту библиотеку закрыли, а книжки свалили в чулан — на выброс, сдать в макулатуру. И так мне их стало жаль, что я поехала в ту деревню, перелопатила все коробки с книгами, выбрала себе то, что понравилось, увезла домой. Там я нашла Чехова, которого очень люблю, Лескова, Бунина — много чего. Очень жаль, что не смогла увезти больше. Понимаете, это старый советский фонд, попадаются очень редкие экземпляры, пусть и не очень ценные с точки зрения материальной стоимости, но такие сейчас не делают. У книг в новом издании другая душа.

— И возвращаясь к теме совсем маленьких детей: для Зои вы будете собирать библиотеку?
— Да, постараюсь. Думаю, ей это поможет сориентироваться в море книг — классики и современных.

— Сейчас маленькие дети буквально привязаны к мультикам. Включишь — смотрят, можно заняться своими делами. Выключишь — плач. Зависимость?
— Да, зависимость. Просмотр мультфильмов нужно дозировать. Книжка верней. Именно книга приучает к самостоятельности, будит воображение, фантазию, побуждает к творчеству, учит, воспитывает, дает ответы на вопросы. Мне кажется, книгу даже в нашем мире современных технологий не заменит ничто. Причем для меня лично более ценна бумажная книга, с которой можно общаться как с другом, всегда способным тебя понять.

Татьяна Ковачева