Тот еще проходимец!

Житель Череповца Андрей Ермолаев — механик с 25-летним стажем. Имея в кармане права на все категории транспорта, с авто- и мототехникой он всю жизнь на «ты»: мопеды, тракторы, снегоходы, гоночные карты и даже грузовые фуры. Три года назад в его гараже появился новый постоялец — большой, на высоких колесах, вездеход. Построил он его собственными руками. Для Андрея это был первый опыт создания такой техники, и блин вышел совсем не комом. В социальных сетях под фото и видео «Проходимца» (такое имя получил вездеход) можно встретить комментарии в духе: «Шикарно, видно, что сделано с любовью. Вологодский край богат на Кулибиных». Действительно, глядя на этот аппарат, сложно представить, что создан он из простого советского уазика. «Голос Череповца» расспросил Андрея о технических метаморфозах.

Андрей, расскажите, как пришла идея создания «Проходимца»?
Все началось с того, что некоторое время назад мой друг приобрел болотоход, чтобы совершать на нем совместные поездки на рыбалку: обычно мы путешествуем по довольно непроходимым местам, поэтому такая техника просто необходима. Но после нескольких месяцев эксплуатации мы поняли, что болотоход по своим ходовым качествам бесполезен, со своей основной функцией он не справляется. Постоянно приходилось его чинить, тратить время: то одно сломается, то другое. Когда надоело мучиться, эта техника была продана, а вырученные деньги пошли на создание новой. И вот все произошло, как говорится, во «вздумьев день»... Однажды вечером пришел в гараж да и приступил к сборке; основные части конструкции уже были в наличии, оставалось только все соединить, подварить, подкрутить. Основа была собрана месяца за полтора, но потом приходилось все обшивать, дорабатывать, доделывать. Так что в общей сложности на создание вездехода ушло около года. Меня никто не подгонял, занимался в свободное от работы время: сделаю что-то — отложу в сторону, потом опять вернусь...

А как же чертежи, расчеты?
Изначально никаких чертежей не было! Все происходило интуитивно, методом проб и ошибок. Например, для грамотного расчета «развесовки» (распределения нагрузки и массы) использовался подъемник. Просто подвешиваешь на кран — и сразу понимаешь, в какой части конструкции располагается центр тяжести, где, как и что нужно подрегулировать. Но, признаться, голову включать приходилось часто. Бывало, над одним узлом «кубатуришь» неделями, а решение приходит внезапно; только и приходилось восклицать: «Так вот, оказывается, как нужно было сделать! Как я раньше не догадался?!»

Вездеход создан на базе легкового автомобиля?
Да, на базе внедорожника УАЗ-469. То есть такие составные элементы, как «мосты», «коробка», «раздатка», от него. Есть еще ручной газ и «тормозок», чтобы останавливать вариатор. Внутри — только самое главное: руль с гидроусилителем, «подсос», замок зажигания, тумблеры ближнего/дальнего света, прикуриватели (все переключатели взял от автомобиля «Жигули»), дополнительный вентилятор и дворник. Приборной панели как таковой нет (она и не нужна), но есть датчик температуры двигателя. Есть, конечно, лобовое стекло для защиты от ветра, грязи и веток. Встроил также я и печку, чтобы зимой не мерзнуть.

«Проходимец» оправдывает свое название?
Да, конечно, его стихия — это в первую очередь топь, непроходимые болота. Но ездить на нем можно практически по любой пересеченной местности, в любое время года. Управляемость у него хорошая — даже моя жена справляется. К слову, как-то отправились мы с ней на «Проходимце» по одной лесной дороге, которая была просто убита лесовозами и представляла собой 50-сантиметровый слой глины. Так вот, этот участок нам дался совершенно спокойно; был момент, когда почти застряли, но в итоге выбрались, даже не прибегая к лебедке. Я на нем заезжал с легкостью и на двухметровые горы снега, и выбирался из глубоких ям, и по воде... Здесь нужно просто понимать, какой техникой ты управляешь. Да, это не стопроцентная амфибия, но при должном подходе может приблизиться к ней.

Есть ли какие-то специфические конструкционные особенности у вездехода?
В целом нет, но можно, наверно, рассказать немножко про топливный бак. Он получился необычным – съемным. По сути, это лодочный мотор емкостью 28 литров. Компактный, с ним легко можно прийти на заправку. Указанного объема хватает надолго. Еще не было ни разу, чтобы по пути куда-то у нас вдруг кончился бензин.

Люди как-то реагируют, когда видят такой причудливый агрегат на колесах?
Конечно, вездеход притягивает взгляды, многих он удивляет. Как-то раз, отправляясь из города в деревню, припарковал у дома машину с «Проходимцем» на прицепе. Захожу в квартиру — через минуту вижу, как в соцсетях мои знакомые уже выкладывают снимки с его изображением, фотографируются с ним... Или еще: как-то ехали мы по загородной трассе и везли вездеход волоком за собой на жесткой сцепке. Остановили сотрудники ДПС: дескать, что это такое вы везете? Но у нас с документами и техническими справками все было в порядке. Поэтому ребята-полицейские сначала сильно удивились, конечно, а потом и вовсе решили сопроводить нас на небольшом отрезке дороги, включив сигнальные огни.

Были ли какие-то проблемы с эксплуатацией вездехода?
Вездеход изначально конструировался таким образом, что если даже что-то в нем и сломается, то можно в магазине все докупить. И в этом плане проблем с ним за три года активной эксплуатации не было. Но была некоторая загвоздка с выхлопной системой. Труба лопалась два раза: просто по какой-то неведомой причине не выдерживали коллекторы. До сих пор не могу понять, в чем дело. Я уже обращался к специалистам, которые занимаются только этим профилем, они посоветовали поставить тонкий металл, чтобы он быстрее отдавал тепло и остывал. Сделал так – в первую же поездку все разорвало... Сейчас, с установкой штатного глушителя от двигателя, вопрос вроде решился.

Как-то дальше планируете улучшать вездеход? Есть планы на следующие машины?
Этот «Проходимец» улучшен максимально, больше там добавлять нечего. Сейчас я занимаюсь изготовлением второго вездехода, по конструкции схожего с первым. Впереди еще три машины, которые существуют пока только в голове и на бумаге. Вообще, люди, увидев в социальных сетях фотографии и видео с «Проходимцем», стали обращаться ко мне, писать, звонить; многие хотят смастерить такой же, поэтому интересуются, как лучше сделать ту или иную деталь, просят, чтобы выслал чертежи. Признаться, доходит до смешного. Кто-то звонит и просит: «Мне нужен такой же, но без колес. А еще уберите вот эту деталь и эту...» Но теперь у меня подход более серьезный: консультируюсь с инженерами, обращаюсь за помощью к ребятам, которые помогают отстроить 3D-модель в графических редакторах и т. д. А в целом, хотелось бы уже отойти от конструкции «Проходимца» и создать какой-то принципиально новый для себя вездеход, уже не на базе уазика, но это — на будущее.

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»