35media.ru

Пересели на «китайцев». Как пандемия изменила авторынок в Череповце

В период с января по ноябрь 2020 года продажи новых автомобилей в России рухнули на 30 процентов в сравнении с тем же периодом прошлого года. В абсолютных цифрах падение составило 485,5 тысячи машин. В чем причина этого и как в сегодняшних реалиях действуют автолюбители?

Коронавирус против… Главная причина такого провала – пандемия коронавируса: у многих снизились доходы, значительно просел курс рубля. Кроме того, автосалоны практически не работали весной, уйдя в онлайн. Как результат, в апреле трехкратное крушение продаж в сравнении с мартом. А весна – это обычно самая жаркая пора на авторынке. Затем, в июне — августе, был оптимистичный период, когда продажи автомобилей приблизились к мартовским цифрам, но не смогли их значимо превзойти, а значит, не компенсировали недобор в апреле-мае. А к осени еще и поползли вверх цены, когда неотвратимо пришло время отыгрывать падение валютного курса.
Переход покупателей в режим экономии очевиден и в статистике. Безоговорочным лидером рынка остался российский «АвтоВАЗ». В списке самых продаваемых моделей автомобилей на первых трех строках — отечественные, которые имеют преимущество в цене, а также в льготном кредитовании покупателей и более дешевом обслуживании. Следом идут самые бюджетные модели, сделанные специально для России, от «Киа», «Хендэ» и «Фольксвагена». Еще один любопытный факт: «газелей» было продано на 40 % больше, чем «Логанов». Но общая закономерность у всех моделей одна – большие потери в объемах продаж. В том числе и «Лады» потеряли не менее 25 % в сравнении с 2019 годом. А опережавший их годом ранее «Рио» просел почти на 60 %, «Солярис» — на 67 %, «Поло» — на 61 %. И такое падение практически по всем иностранным брендам.

Исключение из правил. Есть и пара моделей, выбивающихся из общего тренда. Четырехпроцентное повышение продаж у новинки от «Рено» — «Арканы», и 147 (!) процентов роста у последней новинки от китайского «Хавала». Но при таком относительном росте абсолютное количество проданных машин вывело эту китайскую модель пока только на 41-е место.
Если говорить о рейтинге марок автомобилей, то «Лада» с двукратным перевесом опережает «Киа» и «Хендэ», которые тоже в тройке лидеров.
Отметим, что к осени смогли значительно увеличить свои продажи в сравнении с мартом только китайские производители. «Лада» так и не вышла на мартовские объемы, бюджетные «корейцы» вернулись к мартовским показателям, а дорогие иномарки, кроме «Шкоды», так и не смогли восстановить прежние позиции.

Три «китайца» в череповецкой семье. В чем успех китайцев? И можно ли это считать успехом? Череповчане тоже стали больше доверять автопроизводителям из этой страны. Так, в семье Анны Егоровой недавно появился уже третий «китаец».
— Не планировала в ближайшее время менять машину и тем более не задумывалась о покупке китайского авто, — рассказывает Анна. — Моему «Опелю» не было и пяти лет. В целом меня все устраивало, но в сентябре муж Никита закинул мне мысль подумать о смене машины, так как «немца» сейчас можно продать по выгодной цене. И это правда, я продала почти за столько, за сколько и купила! Никита предложил рассмотреть мне как раз китайскую машину. Это было не спонтанное предложение. К тому времени мой свекор Владимир Анатольевич около года отъездил на автомобиле такой марки. А Владимир Анатольевич – человек опытный в этом вопросе. У него был свой автосервис, и он отлично разбирается в автомобилях. А Никита имел почти пятилетний опыт эксплуатации авто другого китайского бренда.
— А как же стереотипы о китайских машинах?
— У меня их не было. А сейчас увидела, что китайцы не просто идут в ногу со временем, а в чем-то быстрее.
— И все-таки другие варианты смотрела?
— Да, ранее мне нравилась «Мазда». Однако при детальном сравнении «китаец» оказался намного интереснее. Конечно, цена имела большое значение. «Японка» в подобной комплектации стоила бы тысяч на 500 дороже! Во-вторых, как девочка, я большое внимание уделяю внешнему виду машины. Мне нравятся резкие линии и четкие очертания. К слову, передняя часть машины очень похожа как раз на «Мазду», а задняя — на «Ягуар». То же самое отмечали и блогеры в обзорах, а я, естественно, посмотрела много видео. В-третьих, у машины мне показался интересным и интерьер внутри. В-четвертых, отдельно отмечу панорамную крышу. Мне очень нравится. В салоне светло, и кажется, что места намного больше. В-пятых, по сравнению с моим предыдущим авто машина шире, выше, имеет просторный салон, да и багажник вмещает в себя больше. В-шестых, есть подогрев всех сидений и, конечно, руля. В «немце» подогревался только руль и передние сиденья. Этот факт тоже важен, ведь на заднем сиденье будет сидеть ребенок. В-седьмых, привыкнуть к габаритам машины помогают камеры на 360 градусов, передние и задние парктроники. И даже есть вид сверху!
— Неужели блогеры не нашли недостатков?
— Когда перед покупкой я смотрела видеообзоры, блогеры ругали качество камер, но я с ними не согласна. Этой функцией я пользуюсь, даже когда выезжаю задним ходом с парковки. Камеры дают знать, едет ли машина, которую я не могу увидеть из-за припаркованных рядом авто.
— Ты назвала семь важных для тебя преимуществ. Это все?
— Нет. В-восьмых, по сравнению с моим старым «Опелем» у «китайца» выигрывают фары. Здесь уже светодиодная оптика – свет более яркий, есть четкая линия. У «немца» свет фар был рассеянным и мог слепить других водителей. В-девятых, лучше шумоизоляция. В-десятых, я пересела на коробку-автомат. Новый для меня опыт.
— При эксплуатации у водителя иногда корректируется первое впечатление об автомобиле. У тебя это произошло?  
— Так как «Опель» – это тоже неплохой уровень автомобиля, то и минусы по сравнению с ним у «китайца» есть. В частности, доводчик на стеклах есть только у водителя, а у «немца» они были везде. Да и вообще стоит отметить, что у «китайца» больший комфорт сделан для водителя в сравнении с пассажирами – доводчики, вентиляция и электрорегулировка сиденья. Зато, повторюсь, у всех пассажирских сидений есть подогрев и разъемы для зарядки телефона.
— Что еще изменилось в ощущениях?
— Все еще привыкаю к автоматической коробке и к двигателю объемом 1,5 л. У «Опеля» был 1,8. Стартует «китаец» не так резво, но так как у него двигатель турбированный, свою мощь авто показывает на больших оборотах. Ждал неприятный сюрприз. К тому, что заправлять нужно 95-м бензином, я была готова — огорчил большой расход: в среднем 13 — 14 литров на 100 километров. В моменте может до 25 доходить!
— Есть информация по обслуживанию? В неофициальных сервисах берутся за работу с китайскими машинами?
— У меня пока срок гарантии не истек, а потому обращаться буду к официалам. А муж с 2015 года ездил на китайском автомобиле, но другой марки. Его ремонтировали в любом сервисе. Отказов не было.
— Подведем итог. Ожидания оправдались?
— В целом машиной очень довольна. Выглядит презентабельно, за рулем чувствую себя уверенно. Если честно, твердо убеждена, что эта марка завоюет российский рынок и совсем скоро за такую цену ее будет не купить.

Имидж – ничто? Стереотип о низкой цене «китайцев» уже в прошлом. В частности, такой автомобиль, как у Анны, стоит в зависимости от комплектации от 1,6 до 2 миллионов рублей. И самым популярным комментарием в интернете стал такой: «Еще вчера их автомобилями брезговал, а сейчас они мне уже не по карману».
Китайцам осталось только убедить россиян в надежности своих автомобилей. Но здесь специфика и «хитрость» в том, что китайский автопром постоянно заходит на российский рынок с новыми марками и моделями, а предыдущие быстро исчезают и фактически забываются потребителями. Получается, что какой бы имидж ни сложился у прежних моделей, к новым он имеет только косвенное отношение. Это отражалось обычно на трудностях продажи «китайцев» на вторичном рынке без большой уступки в цене вне зависимости от состояния авто. Пока китайские машины оставались недорогими, это было не так критично. Но как будет с новыми, все более дорогими моделями?

рейтинг
Машина — не роскошь

Вологодская область заняла 34-е место в рейтинге регионов по доступности покупки автомобилей, составленному РИА «Новости». Недорогой новый автомобиль (стоимостью 550 тысяч рублей) могут купить в кредит и содержать 25,6 % семей. В Магаданской области, находящейся на вершине рейтинга, такая покупка по карману более чем 50 % семей. Авто средней стоимости (1,4 млн рублей) по карману 9,3 % семей нашей области, а премиум-класса (5,5 млн рублей)– 1%

Владимир Сентябрев, газета «Голос Череповца»