Что Георгий Вицин закупал в Череповце?

Спортивно-концертный зал «Алмаз» отмечает 50-летие – его открытие состоялось 27 ноября 1970 года. Можно долго говорить о востребованности СКЗ, но мы лучше расскажем о том, чего болельщики и зрители, приходившие на игры и концерты, не знали.

«Алмаз» в советские годы (дата снимка, к сожалению, неизвестна). Фото: Игорь Васюков (группа «Череповец. Ностальгия. Живая история Череповца» во «ВКонтакте»).

Балет и хоккей. «Алмаз» — первый в Вологодской области крупный спортивно-концертный зал с искусственным льдом, количество мест на трибунах – 3,5 тысячи. Говорят, что здание, по сути, строилось методом народной стройки: многие жители города работали здесь во время субботников. Название спортивно-концертному залу дали в честь летчика-космонавта Павла Беляева (1925 – 1970 гг.) – его позывным был «Алмаз-1». Первыми на арене «Алмаза» выступили артисты Ленинградского балета на льду.
Инициатором строительства в 1968 году стал Владимир Ванчиков, бывший тогда директором Череповецкого металлургического завода и выделивший финансирование на возведение СКЗ. За это Владимир Алексеевич даже получил выговор, зато в 2006 году «Алмазу» было присвоено его имя, официальное название учреждения с тех пор – череповецкий спортивно-концертный зал «Алмаз» имени В.А. Ванчикова.

Бюст Владимира Ванчикова появился в фойе «Алмаза» в 2007 году.

Здесь проводились соревнования по хоккею всесоюзного, а потом всероссийского уровня. Сейчас — матчи Национальной молодежной хоккейной лиги, юношеские игры, первенства Северо-Запада, игры на кубок ярославского «Локомотива», соревнования любительской хоккейной лиги. Не говоря уже о массовых катаниях на коньках. Кроме того, в «Алмазе» проходят занятия детской спортивной школы по хоккею с шайбой и фигурному катанию.

Тренировка в разгаре, на льду юные хоккеисты СДЮСШ ХК «Северсталь».

Одно время здесь тренировались конькобежцы, а еще, в 1970-х, в зале проводились соревнования по баскетболу (лед убирали и настилали деревянный пол).
Во времена, когда ледовых дворцов в стране было не так уж много, тренироваться сюда приезжали столичные фигуристы. Например, здесь бывали Татьяна Тарасова с подопечными, Людмила Белоусова и Олег Протопопов. Спортсмены заселялись в гостиницу (как и артисты – чаще всего в «Ленинград», потому что она ближе к СКЗ), жили и тренировались в Череповце неделями, а то и месяцами.
Если говорить о череповчанах, то в «Алмазе» хоккеем занимались будущие олимпийские чемпионы Вадим Шипачев, Богдан Киселевич. Директор и тренер СДЮСШ (специализированной детско-юношеской спортивной школы) ХК «Северсталь» Сергей Иванов тоже начал свой хоккейный путь в «Алмазе» — пришел вскоре после открытия, когда учился во втором классе. Он жил неподалеку от будущего СКЗ и теперь вспоминает, как дети, особенно мальчишки, ждали открытия, поскольку знали, что там «будет хоккей». Тогда очень многие бредили этим видом спорта, он и по сей день остается популярным.
— Сейчас у нас занимается около 700 ребят от 5 до 17 лет, — рассказывает Сергей Иванович. – Все они разделены на команды по годам рождения – учащиеся одного года рождения образуют одну команду.
В разные годы команды школы, тренировки которой также проходят в «Алмазе», брали золотые, серебряные и бронзовые медали на чемпионатах России.

20 км труб. Валентина Полетаева работает в СКЗ «Алмаз» без малого 44 года. Она была начальником отдела трансформации и эксплуатации, сейчас — ведущий инженер по ремонту и эксплуатации холодильного оборудования. Под трансформацией подразумевается перевоплощение катка со льдом в сцену или наоборот, ведь в СКЗ проходят как концерты, так и спортивные мероприятия. Для создания льда включают холодильные установки. Раньше под них был отведен целый машинный зал (сейчас технологии шагнули вперед, оборудование стало более компактным), по трубам внизу подавали охлажденный солевой раствор (работники называли его рассолом), а сверху на площадку заливали воду. Общая протяженность холодильных труб, к слову, 20 тысяч метров. Очень часто в трансформации работникам СКЗ помогали курсанты военного училища, потому что дело это трудоемкое.
— Однажды кто-то из курсантов, видимо, решил помыть руки после работы, — вспоминает Валентина Васильевна. – Открыли кран в подвале и не закрыли до конца – то ли решили, что после них будет мыть руки кто-то еще, то ли просто не обратили внимания; в общем, вода понемногу капала. Наверное, они думали, что это обычный кран. А там был рассол, и давление в трубах стало падать.
Закончилось все благополучно – «течь» вовремя обнаружили и перекрыли, да и случилось это во время тренировки, а не игры (но все равно было бы мало хорошего, если б лед под коньками спортсменов начал таять).
Работать в «Алмаз» Валентина Полетаева пришла в декабре 1976 года. Тогда ее просто поразила царившая кругом чистота и огромное количество комнатных растений, прежде всего цветов.
Она и ее бывшие коллеги с теплотой вспоминают других работников, в том числе технического служащего (как-то не хочется употреблять слово «техничка») Марию Константиновну (ее любя называли бабой Маней), участницу войны. Мария Константиновна пекла пироги, которыми угощала и коллег, и артистов. А артистов приезжало очень много.

Курица и курочки. «Здесь бывали все звезды, которые были в Советском Союзе, — говорит Виктор Качуланов, он проработал в «Алмазе» больше 20 лет, с 1982 года, был электромонтером, дежурным электриком. – Клавдия Шульженко, Владимир Высоцкий, Алла Пугачева, «Песняры», артисты кино».
Клавдия Шульженко была уже немолода, ей даже вызывали такси, чтоб довезти от «Алмаза» до стадиона «Металлург». До сцены по лестнице под руки ее вели двое помощников.
— Но из-за кулис на сцену она выпархивала, легкая, воздушная, поклон до земли, — продолжает Виктор Иванович. — Концертов проходило много. Бывало, по десять за три дня: два в пятницу, четыре в субботу и четыре в воскресенье. И автобусы со зрителями к нам приезжали со всей области.

Афиша. Вырезка из газеты «Коммунист», 1978 или 1979 год. Фото: Вадим Савин

Отметим, что и сейчас в «Алмазе» проводятся концерты известных российских, а порой зарубежных исполнителей.
Конечно, всякое бывало, не все артисты — ангелы небесные, но все же о многих у работников сохранились приятные воспоминания. Эдита Пьеха, например, всегда со всеми здоровалась, а актер Борис Андреев вовсе специально обходил все кабинеты, чтобы поприветствовать каждого. Иосиф Кобзон держал двери, пропуская уборщиц, а когда одной из его коллег не понравился номер в гостинице (артисты тогда приезжали не «одним днем», а на два-три дня, много репетировали на сцене), уступил свой.
— А когда Александра Пахмутова стояла за кулисами и общалась со всеми, ощущение было такое, как будто она своя, как будто сто лет знакомы, — вспоминает Нина Акименко, 29 лет бывшая медработником СКЗ «Алмаз».
Вспомнили работники и случай с Георгием Вициным, приезжавшим с творческой программой вместе с другими киноартистами. Его не могли найти, а до начала выступления оставались считаные минуты. Работники СКЗ и коллеги актера стояли за кулисами, нервничая все больше и больше. И вдруг – бежит счастливый Георгий Михайлович, а в каждой руке у него по сетчатой авоське с замороженной курицей. Оказалось, ходил (или ездил) закупаться, зачем – осталось тайной; возможно, в столице тогда ситуация с курятиной была хуже, чем в Череповце. К слову о курице. Когда в Череповце был с концертом Владимир Высоцкий (который тоже выступал в «Алмазе»), к нему приехали из поселка Малечкино и попросили спеть там. Владимир Семенович согласился на внеплановый концерт, а когда его, вернувшегося в Череповец, спросили, где он был, он ответил: «Для курочек выступал».

Владимир Высоцкий на концерте в «Алмазе» в апреле 1978 года. Фото: группа «Череповец. Ностальгия. Живая история Череповца» во «ВКонтакте»

Медведи за бортом. Есть и менее трогательные истории. Сейчас они могут показаться забавными, но, когда все происходило, участникам было не до смеха. Одну такую историю рассказала Светлана Колесова, председатель череповецкого совета ветеранов по физической культуре и спорту, которая работала в «Алмазе» 18 лет – начинала дежурным администратором, а на пенсию ушла с должности главного администратора.
Дело было в начале 1990-х годов. В СКЗ обратился мужчина, представлявший крупный цирк, и предложил организовать выступление в «Алмазе». Причем пообещал, что «Алмаз» получит 80 % дохода от продажи билетов. Это гораздо больше, чем бывает обычно, потому сотрудники не просто согласились, а приложили максимум усилий, чтобы собрать как можно больше зрителей. Цирк должен был приехать из Рыбинска на «метеоре» в день представления. Светлана Николаевна подошла к делу ответственно: поскольку в цирке были медведи и другие животные, она даже обратилась за помощью в милицию, чтобы стражи порядка присутствовали при высадке (не подпускали к зверям слишком любопытствующих и т. д.). А на речном вокзале очень удивились, когда узнали, что к ним прибудет цирк, никто их об этом не предупреждал. В конце концов связались по радио с капитаном «метеора», шедшего из Рыбинска, объяснили ситуацию. Тот сказал: «Подождите, сейчас посмотрю, есть ли у меня на борту медведи и змеи». Через какое-то время сообщил: «Ага, вижу, вон по реке следом за нами плывут». После чего рассмеялся: «Вы хоть представляете, что такое «метеор» и что такое перевозка медведей?» В общем, животных на судне не было, как и цирка вообще. Представитель оказался мошенником.
А меж тем в «Алмазе» уже собрались зрители, все места были заняты. Тогдашний директор наотрез отказался выходить и объявлять об отмене представления, делать это пришлось Светлане Николаевне. Когда она вышла на сцену, публика решила, что началась программа, и зааплодировала. Сообщение о том, что мероприятие отменяется, многие сначала приняли за шутку, являющуюся частью представления.
Хуже всего было то, что в кассе осталась только часть суммы от продажи билетов, другую часть уже отдали мошеннику. А возвращать деньги зрителям нужно было срочно. Все работники опустошили свои кошельки, те, кто жил неподалеку, побежали домой за деньгами. Словом, зрителям возвратили средства, потраченные на билеты.
— Я рассказала это затем, чтобы вы понимали, какой дружный у нас коллектив был, — объяснила Светлана Николаевна. – Какая бы ни была ситуация, мы выходили из нее достойно и сплоченно.
О коллективе и в целом об «Алмазе» очень хорошо отзывались артисты, приезжавшие на гастроли. Многие отмечали: «К вам приезжаешь будто домой». Кто-то признавался, что решил провести концерт именно здесь, потому что «Алмаз» очень хвалили коллеги.

Спасательный круг
Нина Акименко вспоминает, что в медпункт «Алмаза» обращались за помощью не только те, кто находился в СКЗ. Бывало, приходили (или их приносили) те, кто получил серьезные травмы на стадионе. В целом медпункт был неким спасательным кругом. Однажды сюда привезли молодого человека, травмировавшегося на набережной. В 1990-е годы, когда даже в больницах не хватало перевязочных материалов, в медпункте «Алмаза» они были. Как-то раз пришел мужчина, которому в больнице перебинтовали руку обыкновенной тряпкой – сказали, что бинты кончились. Когда в медпункте ему сделали перевязку из бинтов, он чуть не заплакал.

Кино и баня
Именно в «Алмазе» впервые (если не в стране, то в области) перед началом матча на лед вывели барабанщиц. Тогда эту идею Светланы Колесовой, мягко говоря, не одобрили, но в итоге задумка так понравилась зрителям, что сохраняется по сей день и уже стала традицией.
Изначально в СКЗ «Алмаз» показывали фильмы (те же, что и в кинотеатрах), здесь был установлен первый широкоформатный экран в области. Правда, в итоге его убрали. В списке того, «чего уж нет», также баня и сауна на цокольном этаже СКЗ (пользовались ею главным образом артисты). Ее закрыли, когда изменились требования пожарной безопасности.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»