35media.ru

В Вологодской области около десяти самолетов находятся в частных руках.

Расследованием крушения вертолета в Нюксенском районе Вологодчины, в котором погибли четыре пассажира, занимаются эксперты Международного авиационного комитета. Это ЧП на Вологодчине произошло 20 октября, а 7 ноября под Москвой в авиакатастрофе погиб известный телеведущий. Эти трагедии объединяет одно — оба летательных средства передвижения были частными. «Голос Череповца» попытался разобраться, насколько просто приобрести летательный аппарат, как можно стать пилотом и насколько наземное и воздушное пространство готово к массовому «нашествию».

Полеты манят. Кстати, чаще приобретаются в частные руки самолеты, вертолеты пользуются меньшим спросом.
Нашим экспертом в вопросе частной авиации выступил Александр Сорокин, президент Федерации самолетного спорта Вологодской области. По его мнению, в последнее время частная авиация становится популярной у населения:
— На сегодняшний день в области около десяти частных самолетов. В основном их владельцы живут в Череповце и Вологде. По вертолетам у меня точных данных нет, но я знаю, что их буквально несколько штук. Причем год от года количество самолетов увеличивается. Больше становится и людей, получающих летные удостоверения. Только за последние три года в Вологде их обладателями стали пять человек. Не у всех авиаторов есть свои самолеты, так что они арендуют машины в Вологде, Москве и других городах. Полет от 20 минут стоит от 5 тысяч рублей.
Увеличивается в области и количество аэродромов, куда может приземлиться частный самолет. На сегодняшний день их около десяти. Площадки есть в Череповце, Вологде, Вытегре, Белозерске, Кич-Городке. Больше площадок становится и в соседних областях.

Дорого и долго. Подняться в воздух люди хотят по разным причинам. Одни занимаются бизнесом и желают быть независимыми от авиакомпаний, другие грезят небом и мечтают хотя бы время от времени управлять летательным средством. В первом случае польза от личного самолета неочевидна. Например, стоимость билета на самолет по маршруту Череповец — Москва начинается от 3 500 рублей, добраться до пункта назначения можно за час. На относительно недорогом частном самолете, обладающем крейсерской скоростью 180 км/ч, время в пути составляет три часа. Стоимость бензина составит от 3 000 рублей в час, а если считать все расходы, включая амортизацию техники, получается от 15 000 рублей за летный час. Таким образом, времени тратится в три раза больше, а стоимость «билета» возрастает более чем в 10 раз. Но для основной массы владельцев личный самолет – это прежде всего источник получения удовольствия.

Здоров? Учись! Первое и самое главное, что следует сделать черповчанину, мечтающему стать пилотом или владельцем самолета, это пройти медицинскую комиссию. В нашем городе такой возможности нет. Ближайшие находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Стоимость медуслуги 15 тысяч рублей. Требования к здоровью пилота предъявляются серьезные, гораздо выше, чем к водителям авто.
Следующий этап – получение летного удостоверения. Стать его обладателем можно двумя способами. Первый — пройти обучение в среднем или высшем авиационном образовательном учреждении в течение трех и пяти лет соответственно. Второй вариант — авиационный учебный центр.
Как рассказал Александр Сорокин, их в России несколько:
— Центры находятся в Москве, Омске и Новосибирске. Обучение в столице обойдется от 800 тысяч рублей за курс, в Сибири — от 550 тысяч. Время придется потратить изрядное – как минимум два месяца на теорию (300 учебных часов) и тренировочные полеты с инструктором и без. Причем обучение только очное. Дистанционно стать пилотом невозможно, так как только преподаватели могут качественно рассказать об конструкции самолетов, аэродинамике, навигации, использовании радиоприборов и помогут овладеть анализом погодных условий.

Торг уместен. Покупка самолета — это отдельная история. Сложная, но на удивление не особенно дорогая. Летальный аппарат б/у российского или иностранного производства можно приобрести несколькими способами. Во-первых, через знакомых, которые появятся во время учебы. Во-вторых, на специализированных авиационных форумах. В-третьих, как бы это ни нелепо звучало, на сайтах бесплатных объявлений. Для интереса я посетил один из них.
Выбор самолетов достаточно большой и даже допускается торг «у крыла». Бывший в использовании летательный аппарат обойдется вам как минимум в полтора миллиона рублей. Впрочем, относительно приличная машина стоит гораздо дороже. Например, чешский самолет Evector Sportstar Max с налетом всего 100 часов в максимальной комплектации продается за 6 млн рублей. За новый российский (сделанный в Самаре, Уфе или Москве) или импортный самолет придется выложить от 6 млн рублей. За эту сумму вам достанется «Аэропракт» или Bristell. За 30 млн рублей в вашем распоряжении окажется Cessna. Самолет можно купить как напрямую у производителя, так и у дилера. Возможна доставка из-за границы.
Если покупка нового самолета не представляет сложности, то к приобретению подержанного аппарата следует подходить ответственно. Вариант только один – найти авиационного техника, имеющего допуск для обслуживания самолетов авиации общего назначения. Он осмотрит крылатую машину и даст свое заключение.

Место стоянки. Частный самолет регистрируется в Росавиации. Раз в год или раз в два года аппарату требуется проходить технический осмотр для получения сертификата летной годности. В области таких специалистов нет, так что придется вызывать команду из Москвы в составе инженера и летчика-испытателя. Стоимость экспертизы около 100 тысяч рублей.
Литр авиационного бензина стоит 80 — 100 рублей. Купить его не проблема. Продавец может сам заправить самолет. Также можно заказать топливо в бочках впрок и заправлять самостоятельно.
Хранить самолет можно на аэродроме, заключив с его администрацией договор базирования. В месяц это обойдется примерно в 10 тысяч рублей. В Череповце для базирования подойдет местный аэропорт. У жителей Вологды выбор больше – аэропорт, аэродромы в Кедрове и Труфанове.
Добавим, что полететь — это не так просто, как сесть в машину и поехать. На специальном сайте нужно подавать заявку на полет, а точнее, на «использование воздушного пространства», с указанием времени вылета и места следования. Это необходимо для того, чтобы не было столкновений с другими летательными аппаратами. Заявка подается как минимум за час до взлета.
Как видим, с первого и до последнего этапа все регламентировано. Но даже при соблюдении всех правил и рекомендаций предусмотреть все обстоятельства не получается.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»