Книги для уютного осеннего вечера
Летом в соцсетях стали много говорить о литературе — благодаря флешмобу «10 книг: читать всегда модно». О своих любимых десяти книгах на своей странице «ВКонтакте» рассказала писательница Мария Ушенина, автор романа для подростков «Станция Узловая».
С читателями «Речи» Мария поделилась списком из нескольких важных для нее книг: все они о добре, их можно читать и обсуждать вместе с детьми и старшим поколением.
Владислав Крапивин «Голубятня на желтой поляне» (6+)— «Голубятня на желтой поляне» была о мире, который чудился в сумерках, на пустой железнодорожной платформе и в слишком ярком летнем полдне. Она связывала воедино сны, похожие на реальность, с реальностью, похожей на сны; протягивала ниточки между необъяснимой боязнью манекенов и статуй и покалыванием в кончиках пальцев от прикосновения к крупному и чистому песку на пляже. Она позволяла верить, что можно открыть любую дверь и оказаться там, где ты нужнее всего. Там, где тебя ждут. Тема потом забавно откликнулась, когда, будучи гораздо старше, я читала «Дверь в лето» Хайнлайна. А тогда, в детстве, «Голубятня на желтой поляне» мне говорила: то, что ты ощущаешь, о чем думаешь, — реально, не отказывайся от этого. И я не отказалась. Еще она говорила, что не всегда прав тот, кто главнее выглядит. Я запомнила. Говорила: если ты не такой, как все, это не значит, что кто-то из вас хуже, просто ты — это ты, а другой — это другой, и каждый из вас важен. Я поверила. Она говорила: если все утверждают, что принято делать так, а ты чувствуешь, что здесь и сейчас надо иначе, — делай, не бойся. Я боюсь, но делаю. Стараюсь.
Уильям Шекспир «Гамлет» (12+)— «Гамлет» открыл для меня театр. Оказалось, что один и тот же текст реально можно воспринять (и показать) совершенно по-разному! Просто невероятно. Мы же до этого буквально заучивали единственно верную точку зрения на любое художественное произведение, другие версии всерьез не рассматривались (если вообще упоминались). А тут вдруг такое богатство.Сначала я посмотрела все, до чего смогла дотянуться. Не так много, но на тот момент мне хватило. До чего не дотянулась, пыталась восстановить по отзывам и рецензиям, воспоминаниям непосредственных участников спектаклей и фильмов. В школе, помнится, мне милее всех был Гамлет Смоктуновского, сейчас я под впечатлением от постановки Робина Лока. В самом начале сравнивала только трактовки образов героев, позже — всю систему персонажей в их взаимосвязи. И сделала очень важный для меня вывод: не только художественное произведение можно интерпретировать по-разному. Слова и поступки любого человека могут значить совсем не то, что ты думаешь. Поэтому не надо придумывать другим мотивы, у каждого они свои.
Александр Шаров «Мальчик Одуванчик и три ключика» (0+)— Мальчик Одуванчик живет с любящей его Бабушкой Черепахой. В день, которого он ждал, его позвали в дорогу гномы. Подарили ему три ключа — зеленый, красный и белый — и предостерегли: не открывай сундук! Мальчик идет, взрослеет и встречает друзей, возлюбленную и людей, нуждающихся в немедленной помощи. И каждый раз он отвлекается на сундук с вроде бы драгоценными камнями, бросается к нему, открывает. Ключ, который нужен ему, чтобы вернуть друзей, возлюбленную и помочь страдающим людям, ломается, камни становятся лягушками, жуками и водой. Мальчик Одуванчик остается ни с чем. Разочарованный и сломленный, он возвращается домой в надежде, что можно получить новые ключи. Но оказывается, что ключи выдают только раз в жизни, мальчикам. А он уже — глубокий старик. И у него не остается никого, кроме Бабушки Черепахи, которая корит себя за то, что не смогла объяснить ему, как чудесное отличить от обычного.Помню, мне казалось удивительным, что бабушка не отругала никчемного внука, профукавшего жизнь, а приняла его обратно. И ее было очень жаль: как она гордилась своим внуком в самом начале и как сокрушалась потом. Очень боязно теперь оказаться не только на месте Мальчика Одуванчика, но и на месте Бабушки Черепахи.
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу» (12+)— Мне кажется, это был первый раз в моей читательской практике, когда буквально каждая строчка вызывала бурю эмоций. Сатирическую часть я уловила явно не всю, встречи с персонажами вроде Амвросия Амбруазовича Выбегалло были впереди, а сама я наивностью и активным врастанием в сказку напоминала Александра Привалова, во все эти чудеса с ходу угодившего. С тех пор многое, конечно, изменилось. Даже склероз кота вызывает не только смех, но и сочувствие. Однако — только что проверила! — радость от чтения «Понедельника…» по-прежнему свежа.
Генри Лайон Олди «Ахейский цикл» (12+)— Вот за что люблю Олди (псевдоним украинских писателей-фантастов Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. — Ред.), так это за веру в человека. А еще — за живой язык, всякий раз разный, но узнаваемый. За сюжетную плотность, за ловкость, с какой они примешивают к мифу реальность и размывают между ними границы. А больше всего люблю за вопросы, которые возникают после и никогда — во время.«Ахейский цикл» вырос из древнегреческой мифологии, но Олди, как всегда, создают свой миф. Не о богах и героях, а о человеке. О любви, дружбе и бессмертии.
Саша Соколов «Школа для дураков» (18+)— Книга, которая поется. В ней все едино и все одинаково важно: вчера и завтра, жизнь и слова, сны и реальность, — и одно легко превращается в другое. Классическое уже «Вета-ветка-веточка», связывающее возлюбленную ученика Такого-то Вету Акатову, железнодорожную ветку и веточку акации; герои, которые то ли живы, то ли мертвы, то ли никогда не существовали. После этой книги вокруг смотришь ясно, словно впервые мир видишь, слышишь и чувствуешь. И никуда не спешишь.
Алан А. Милн, Борис Заходер «Винни Пух и все-все-все» (6+)— Из детства я «Винни Пуха» не помню: скорее всего, не читала. Получается, что знакомство с Милном началось с его «взрослых» вещей. И они прекрасны! Хулиганистое чувство юмора, точность формулировок, отсутствие лишнего, непредсказуемое развитие сюжета, живые герои — это все он. И вот лет шесть назад купила я за десять рублей в благотворительном магазине дивную книжечку 1992 года издания «Винни Пух и все-все-все». Как я жила столько лет без этой волшебной книги?
Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса» (16+)— В разное время в этой книге меня привлекали разные вещи: непохожий на других герой; истинная дружба; викторианская Англия; преступление и наказание; приключения; ощущение, что логике все подвластно; ощущение, что мир удивителен…Видимо, поэтому мне одинаково интересны любые экранизации. Каждый раз любопытно узнать, что видят другие в приключениях Холмса и Ватсона, что любят в рассказах Артура Конан Дойла.
подготовила Алена Сеничева