Будет ли в школах «дистанционка» и в чем ее отличие от карантина?

Тема «дистанционки» не перестает быть актуальной и острой, но все же абсолютное большинство школьников учатся не дома, а в школах. Там тоже произошли большие изменения — в школьной жизни теперь немало, что называется, вынужденных новшеств.

Две недели. То, как проходит учебный процесс в условиях пандемии, мы рассмотрели на примере начальной школы № 41. Здесь 939 учеников, которые учатся в две смены, и 41 учитель. Когда готовилась статья, на карантине находились девять классов — в таких коллективах дети имели контакты с людьми, у которых подтвержден ковид. «Карантинные» классы продолжают учиться в школе, но в течение двух недель постоянно находятся в своих кабинетах, в столовой дети едят отдельно от остальных. Если же в классе обнаруживается человек с коронавирусом, все, включая учителя, сразу отправляются на двухнедельную самоизоляцию, класс переходит на дистанционное обучение. Пока был только один случай: ученица первого класса занимается в спортивной секции, там детям сделали тесты, и тест девочки оказался положительным.
— Мама позвонила, сообщила нам, — рассказывает Любовь Чарикова, учитель этого класса и заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – Это было в пятницу. С понедельника мы все начали дистанционное обучение. Приходилось дистанционно учить первоклассников писать и считать.
— Тяжело было?
— Мы, учителя, в конце прошлого учебного года два месяца преподавали дистанционно, так что уже научились, а детям, конечно, порой было сложно. Но мы все стойко перенесли. Хочу сказать, что класс сразу организовался, все подключались, когда нужно. Уроки проводили через программу ZOOM, особых технических накладок не было, в целом все прошло благополучно.
Больше никто из ребят не заболел, да и у девочки болезнь протекала бессимптомно. После отрицательных тестов она тоже вернулась к занятиям.

Всем свое время. Каждая школа в начале учебного года разработала собственный паспорт по готовности учреждения к началу учебного года в условиях распространения новой коронавирусной инфекции или, как его часто называют, «паспорт безопасности». Это перечень мер, расписание посещений столовой, дежурств педагогов и пр. Есть график прихода учителей в школу. Они приходят раньше учеников, проходят осмотр (прежде всего измерение температуры). Дети тоже приходят и уходят по расписанию.
— У нас открыто три входа/выхода – центральный, левый и правый, — объясняет Любовь Леонидовна. – Разработан ступенчатый приход детей в школу и ступенчатый выход. То есть дети приходят и уходят не все разом, а каждый класс в определенное время. Занятия в первую смену у нас начинаются в 8.30. А классы начинают приходить с 7.45, каждый в назначенное время, каждый заходит по отдельности — все отрегулировано.
На «пропуск» или «выпуск» одного класса уходит порядка 10 минут. В назначенное время учитель встречает своих детей. Также у каждого входа/выхода дежурят по графику учителя-предметники. Педагоги следят, чтобы дети соблюдали дистанцию, на входе каждому измеряют температуру. Если обнаруживают повышенную температуру, ученика отводят в специальное помещение, там его осматривает фельдшер (медработники сейчас есть во всех школах города). Педагоги обязательно звонят родителям; если такое случается в средних или старших классах, родители тоже непременно должны быть оповещены, но школьник может позвонить сам. И детей, и педагогов отстраняют от занятий при малейших тревожных признаках, будь то даже легкий насморк или небольшой кашель.
В школе № 41 не один гардероб, а несколько, в разных рекреациях. Так было всегда, но до пандемии все дети обычно переодевались на первом этаже. Сейчас они сразу расходятся по «своим» гардеробам, снимают верхнюю одежду и переобуваются там.
На переменах классы находятся только в своих рекреациях. Пока идут уроки, рекреации проветриваются. В столовую ходят по расписанию; классы, находящиеся на карантине, идут последними. В «карантинные» классы учителя музыки и английского языка приходят сами, физкультуру стараются проводить на улице. Обычные классы ходят на английский язык и на музыку в другие кабинеты, а на физкультуру — в зал или на улицу. На каждой перемене и в «окнах», когда дети учатся в другом помещении, кабинеты проветриваются. После окончания и первой, и второй смены поверхности (парты, стулья и пр.) обрабатываются, а полы моются дезинфицирующими средствами.

С пониманием. Часть внеурочных занятий проводится дистанционно (например, курс «Истоки»), часть проходит в школе. Пока Любовь Чарикова рассказывала об этом, мимо нас прошла девушка с небольшим прямоугольным аппаратом на колесиках. Оказалось, это рециркулятор – прибор для очистки и обеззараживания воздуха. В школе имеются как стационарные, то есть постоянно установленные в кабинетах, рециркуляторы, так и передвижные, их по графику перемещают из класса в класс.
— Есть несколько рециркуляторов, закупленных на школьные и благотворительные средства, но основная часть приобретена за счет средств областного и городского бюджетов, — объяснила директор школы № 41 Альбина Сорокина. – Термометры и дезинфицирующие средства тоже покупаются на бюджетные средства. У нас раньше было два термометра для бесконтактного измерения температуры, мы закупили еще пять.
В каникулы педагоги работали удаленно – собрания, советы и другие встречи проходили онлайн. Сейчас такие мероприятия тоже проводятся через Интернет, всем коллективом «очно» не собираются. Если кому-то извне нужно доставить в школу документы, договариваются заранее, и бумаги передают через охрану. Но по возможности многие стараются использовать электронные варианты документов, отправляя их опять же через Сеть.
Во всех школах родителям запрещено заходить внутрь учебного здания. Раньше это вызывало сопротивление, но теперь все привыкли и смирились с необходимостью. Вообще, сейчас намного больше тех, кто с пониманием относится к ситуации, осознает всю ее серьезность. Это чувствуется даже по детям – они стали чаще мыть руки, да и в целом видно, что разъяснительные беседы с ними проводят не только в школе, но и дома.

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»