Семь раз проверь, один раз спроектируй

В Череповце подготовили рекомендации для благоустройства дворов в рамках программы «Формирование комфортной городской среды». Чтобы после ремонта не пришлось ничего переделывать, ими лучше воспользоваться еще на этапе подготовки проекта.

На заметку

О новом стандарте благоустройства дворовых территорий рассказали на заседании общественной комиссии проекта «Формирование комфортной городской среды», которое, напомним, состоялось 12 ноября.

Проект — федеральный, часть национального проекта «Жилье и городская среда», разработанного во исполнение указа президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Цель проекта — сделать города более комфортными для жителей, повысить индекс качества городской среды на 30 %. Вдвое сократить количество городов с неблагоприятной средой. Вовлечь граждан в процесс благоустройства городов, чтобы доля активного населения составляла не менее 30 %.

Разработанный в Череповце стандарт позволит собственникам принимать непосредственное участие в подготовке проектной документации для ремонта своего двора, учитывать и прорабатывать все нормативы и пожелания.

«Известно, что проект реконструкции двора делают специализированные организации, а утверждать его должны собственники на общем собрании. Но далеко не всегда жители двора заранее интересуются, каким его сделают подрядчики, ссылаясь на свою некомпетентность в области благоустройства. В итоге двор, отданный на откуп проектной фирме, не всегда получается таким, каким его хотели бы видеть жители. В помощь и специалистам, и горожанам, которые еще планируют участвовать в «Комфортной городской среде», мы разработали стандарт благоустройства двора. Постарались учесть и прописать все детали: о чем нельзя забывать при организации парковок, какими должны быть тротуары и пандусы, где посадить кусты и деревья и т. д.», — пояснил заммэра по городскому хозяйству Артем Дмитриев.

В основу стандарта легли лучшие практики и наработки, накопленные за время реализации программы. Его можно использовать как при создании проекта благоустройства двора, так и при его корректировке. Например, на следующий год запланирован ремонт 56 дворов (на это выделено 150 млн рублей), и до начала сезона еще есть время пересмотреть проекты.

Отметим, что стандарт не носит обязательный характер. Это лишь рекомендации, как сделать свой двор максимально комфортным и удобным. Они еще будут дорабатываться.

Проезды и парковки

Удобные парковки и проезды — пожалуй, главное, чего хотят жители от реконструкции своего двора. Особенно это касается старого фонда, где места для машин либо очень мало, либо нет вовсе.

При ремонте и создании проездов и парковок необходимо придерживаться нескольких рекомендаций. Во-первых, поверхность дорожного покрытия должна быть единой по всей длине.

Во-вторых, согласно нормам противопожарной безопасности ширина проездов должна зависеть от высоты зданий. Так, при высоте здания до 13 метров ширина проездов должна составлять не менее 3,5 метра. При высоте здания от 13 до 46 метров — не менее 4,2 метра.

Третье: расстояние от внутреннего края проезда до наружных стен жилых домов должно составлять от 5 до 8 метров для зданий высотой до 28 метров включительно и 8 — 10 метров для тех, которые выше.

Рекомендуемые размеры парковочных мест для легковых автомобилей, перпендикулярных оси проезжей части, — 2,5 на 5 метров; машино-мест, параллельных проездам, — 2,25 на 5,5 метра. Для людей с ограниченными возможностями стандартное машино-место увеличивается на 1,2 метра в обоих направлениях.

Тротуары

В строительстве пешеходных путей тоже есть свои нюансы. Так, например, они должны быть непрерывными, тупиковых следует избегать.

Минимальная ширина пешеходной зоны — 2 метра с возможным уменьшением в стесненных условиях до 1,2 метра. При минимальной ширине пешеходной зоны в полтора метра каждые 25 метров для разъезда кресел-колясок необходимо предусмотреть карманы размером не менее 2 на 1,8 метра.

Поперечный уклон поверхности из асфальтовых или цементобетонных покрытий — 1,5 %, сборных плитных — 1,5 — 2 %, мягких — 1,5 %. Максимальный продольный уклон — 6 %. При проектировании тротуаров и пешеходных дорожек необходимо предусматривать комфортное передвижение по территории.

Тротуары, на которых подразумевается возможность проезда автомобилей с нагрузкой более 3,5 тонны, следует укреплять при помощи армирования.

Доступность

На тротуарах не допускается наличие препятствий, которые могут уменьшить ширину путей движения или привести к травмированию незрячих пешеходов, малых архитектурных форм (урн, стоек вертикального озеленения, скамеек), корней или веток деревьев, припаркованных транспортных средств и так далее. Места для отдыха и скамьи должны размещаться вне полосы движения.

Бортовой камень между пешеходными путями и газоном должен быть высотой не менее 5 сантиметров. Таким образом осуществляется функция безопасности для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, на костылях, и функция информативности для слепых пешеходов.

Все пешеходные дорожки должны быть оборудованы пандусами.

Уклон боковых граней пандуса и основной его поверхности: не более 5 % на дорожках на территории, не более 8 % на тротуаре у здания, для особо затесненных условий не более 10 %.

Лестницы на территории двора также необходимо дублировать пандусами.

Озеленение

При планировании размещения зеленых насаждений на территории двора необходимо помнить, что по действующим нормам расстояние от стены жилого дома до ствола растения должно составлять не менее 5 метров для деревьев с диаметром кроны 5 метров и 1,5 метра — для кустарников.

Если не соответствующие нормам деревья есть на территории сформировавшейся застройки, то их следует удалять. Для деревьев, высаженных на минимально допустимом расстоянии от фасада, необходимы регулярная подрезка и прореживание кроны.

Деревья, высаживаемые у зданий, не должны препятствовать инсоляции и освещенности жилых помещений.

Вдоль узких пешеходных дорожек, тротуаров можно размещать невысокие кустарники, формируя зеленые бордюры. Вдоль подъездных путей можно сажать деревья с раскидистыми кронами, чтобы затенить дорогу, снизить уровень шума, загазованности на основной территории.

Рекомендуется предусматривать затенение автомобильных парковок с помощью размещения элементов озеленения (деревьев, живых изгородей, кустарников, вьющихся растений) при сохранении достаточной аэрации.

Площадки для сбора твердых бытовых отходов и выгула домашних животных желательно обособить озеленением.

Детские и спортивные площадки рекомендуется изолировать от транзитного пешеходного движения, проездов, разворотных площадок, гостевых стоянок, площадок для установки мусоросборников.

Илья Драницин