«Сын балуется на уроках. Что делать?»

«Я в отчаянии. Мой сын Глеб ходит в третий класс. Учится хорошо, но балуется на уроках. Учительница жалуется. Ну что мне — ремнем его отлупить? Помогите найти верное решение», — обратилась к нам с просьбой Юлия Леонидовна. Нам помогут специалисты.

Ситуация довольно типичная для череповецких школьников, особенно учащихся младших классов. На уроках они корчат рожи, выкрикивают что-нибудь, потешая одноклассников. А те и рады: есть повод отвлечься от скучного учебного процесса. При этом учитель не может взять хулигана за ухо и отвести к директору, что раньше было в норме. Как и абсолютная тишина на уроке, когда за партами сидели 35 — 40 учеников. Не нарушали дисциплину из уважения к учителю, к школе. Так были воспитаны. Да и дома, если что, не поздоровится. Отец выпорет ремнем за плохое поведение в школе, и вся недолга. А что сейчас?

— Мой сын Глеб учится в третьем классе. Учится хорошо, а вот с дисциплиной на уроках просто беда, — рассказывает «Речи» Юлия Леонидовна. — Балуется. Учительница мне уже не раз жаловалась. И записями дневник пестрит. Я ему говорю-говорю, объясняю, а он будто не слышит. Прошу, чтобы не позорил меня с отцом. Объясняю: будешь плохо себя вести, выгонят из школы. Говорю, балуйся сколько хочешь на переменке, хоть на голове стой, а на уроках слушай учительницу, учись. А что я могу? Ну не за ручку же его в школу водить, не сидеть же с ним за одной партой, не позорить же его перед друзьями. Дома со слезами уроки готовим, а тут еще и в школе неприятности».

Комментирует Екатерина Репина, психолог благотворительного фонда «Дорога к дому».

— Есть несколько причин, по которым дети не соблюдают правила поведения в школе. Первая — и самая распространенная — это неврологические отклонения, синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), про который большинство родителей детей дошкольного возраста слышать не хотят. Они считают, что таблетки и процедуры, которые назначает невролог, только ухудшают ситуацию, а потому ребенка не лечат.

В школе все симптомы СДВГ усиливаются, так как нагрузка на нервную систему увеличивается, сидеть нужно много и неподвижно (а хочется стоять на голове), учиться скучно (трудно сосредоточиться). Поэтому и крутятся-вертятся дети, отвлекаются сами и отвлекают других. Устраивают представления, клоунаду, веселят присутствующих. Этих ребят можно мотивировать сидеть спокойно, но только на очень короткое время. Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, формируются примерно к 12 годам при нормальном развитии, у детей с СДВГ этот процесс завершается гораздо позже. Без помощи врача здесь не обойтись. Это не баловство, это неврологическая проблема, причиной которой чаще всего бывает родовая травма.

Бывает, что ребенок без неврологических синдромов нарушает правила, балуется. Это происходит из-за отсутствия выставленных взрослыми психологических и поведенческих границ, непостоянства требований, отсутствия единых подходов, а также из-за ощущения недостатка внимания к себе. Нарушая правила поведения, ребенок получает внимание учителей, ровесников и родителей. Он в центре жизни, все его замечают, он греется в этой энергии. Ну и что, что его ругают? Он замечен, а значит, жив!

Многие родители скажут: мы и так всей семьей вокруг ребенка хороводы водим, все наше внимание — ему, а он все равно балуется в школе. Это бывает тогда, когда ребенка воспитывают по типу «кумир семьи», которому все можно, а если папа что-то запретил, то это тут же разрешили мама и бабушка. И наоборот. В такой атмосфере ребенок учится манипулировать взрослыми и, без сомнения, невротизируется, так как не знает, где проходит грань между «можно» и «нельзя», где та линия, за которую ему еще рано заходить, где не он решает и отвечает, а родители.

Правила устанавливают взрослые, они же отвечают за соблюдение этих правил детьми. Очень важно найти причину плохого поведения ребенка и помочь ему. И эта причина находится в вас.

Татьяна Ковачева