35media.ru

«Книжки — это мое лекарство от всего»

Мы продолжаем наш проект «Буду читать всегда», в котором горожане размышляют о пользе чтения. Какую роль в судьбе человека играют детские книги? На вопросы «Речи» отвечает Екатерина Репина, психолог благотворительного фонда «Дорога к дому».

Екатерина, в детстве мне очень нравилась сказка «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду» (0+) Лилиан Муур. Прошли годы, для меня стало открытием, что книжка актуальна для любого возраста! А вы как думаете?
— Замечательная, многогранная книжка, открыть которую для себя можно и в три года, и в пять, и в десять. А можно и будучи взрослым человеком — открыть прописные истины. Если ты замахиваешься палкой на того, кто сидит в пруду, то и он замахнется на тебя. Это о взаимоотношениях, когда люди, как зеркало, отражают тебя, твое настроение.

Когда и как вы научились читать?
— В три года и сама, сложив слоги в словосочетание: су-хо-е мо-ло-ко. Неосознанно, наверное, потому что старший брат уже читал и ходил в школу, потому что все вокруг меня читали: мама, папа. В четыре года родители записали меня в библиотеку рядом с домом. А в пять лет в садике воспитатель сажала меня на стульчик, и я читала детям книжки. В группе в это время царила тишина.

Екатерина, какие детские книжки повлияли на формирование вашего характера?
— Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Аркадия Гайдара… Список большой. Стихотворение Барто «Мама или я?» (0+): «Непонятно, кто из нас поступает в первый класс, мама или я…», «Кто не спит из-за цветов?», почему «Перед первым сентябрем мама сбилась с ног». Все это мне было очень близко, поскольку вокруг моего поступления в первый класс было много суеты. Все волновались, бегали, переживали. А я чувствовала себя самостоятельным человеком.
С шести лет ездила из Заречья на проспект Строителей в музыкалку (училась играть на фортепиано, музыкальную школу окончила). Родители один раз дорогу показали, купили часы и сказали: «Хотела учиться — твоя ответственность».

Книжка Ирины Токмаковой «Крошка Вилли Винки» (0+). Обожала эту книжку, картинки в ней. Она была зачитанная, потрепанная. Старшей дочери Вере (сейчас ей 28 лет) книжка еще досталась по наследству, а потом потерялась. Алиса, младшая дочь (ей сейчас 14), ее уже не застала.

«Заяц Коська и его друзья» (0+) Николая Грибачева. Книжку мне подарили за хорошую учебу и примерное поведение в первом классе. Это серия приключенческих рассказов про жителей леса: мудрого Лося, лису Лариску, бобра Борьку, енота Ероху, белку Ленку, сома Самсона, крота Прокопа, ежа Кирюху… Они дружили, спорили, попадали в разные ситуации. Воображение рисовало целые картины, как в кино, причем мой внутренний режиссер разворачивал сюжет по своему сценарию, уводя в яркий, красочный, завораживающий событиями мир.

А сказки Шарля Перро, русские народные сказки: «Крошечка-Хаврошечка» (0+), «Гуси-лебеди» (0+), «Золушка» (0+)! А Павел Бажов: «Каменный цветок» (0+) — про Данилу-мастера и Хозяйку Медной горы, «Малахитовая шкатулка» (0+), «Синюшкин колодец» (0+). Всего не перечислить.

А книги Аркадия Гайдара! От них невозможно было оторваться: «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» (0+), «Тимур и его команда» (6+), «Горячий камень» (6+). Эти книги учили дружбе, верности, любви к Родине, стойкости. На любого читающего ребенка они производили неизгладимое впечатление. И если зерно падало в благодатную почву, из мальчишек и девчонок вырастали хорошие люди.

В советском фильме «Дети Дон Кихота» (0+) папа закрывает от семилетнего сына на замок шкаф с книжками, чтобы не прочел то, что ему не полагается по возрасту. Екатерина, на ваш взгляд, нужно ли родителям следить за тем, что читает ребенок?
— Когда мне было лет пять, брат принес домой книжку «Три мушкетера» (12+) Александра Дюма. Я ее прочла залпом и впервые поняла, что мир может быть иным, что в нем живет не только честь и благородство, но и коварство — таких личностей, как Миледи. Это было испытанием. Но предупрежден — значит вооружен.

Запретов не было. В моей комнате на полках стояла Большая советская энциклопедия, 30 томов. С пяти лет я брала наугад любой том и читала. Мне это в жизни никак не повредило. Наоборот.

Была и такая история. Старшей дочери Вере было лет одиннадцать, она училась в пятом классе. В ее комнате все полки были уставлены книгами. Захожу, спрашиваю: «Что читаешь?» — «Фрейда. Только мне не все понятно». Сначала шок, потом вдох, выдох. Предлагаю: «Юнг пишет проще, а Эрик Берн еще проще». Следить нужно, но деликатно.

Что для вас чтение: в школьные годы, сейчас? Есть разница?
— Разницы нет, если говорить о количестве. Я читала тогда, читаю и сейчас. Читаю все, что не приколочено: забравшись в ванную и набрав яблок, читаю, когда хорошо, читаю, когда плохо. Книжки — это мое лекарство от всего. Книга — она и друг, и мудрый собеседник.

А ваши дочери читают?
— Вера — да, а вот младшая Алиса уже нет. Современным детям очень трудно привить привычку к чтению. Скорее, невозможно. Они другие. Они привыкли нажимать кнопки, у них визуальное восприятие мира, клиповое мышление. Алиса в лучшем случае читает (добровольно) фанфики — короткие рассказы в Интернете.

Екатерина, назовите свои любимые произведения, которые актуальны для вас всегда.
— Колин Типпинг «Радикальное Прощение» (16+). Анхель де Куатьэ «В поисках скрижалей» (16+), произведение включает в себя семь книг. В первой книге говорится о том, как важно в жизни уметь прощать — себя, родных, всех. Книга переворачивает мировоззрение, показывает тебе мир совсем с другой стороны. Вторая книга — это психологическая драма, и т.д.

Татьяна Ковачева