Даешь нескучный дизайн!

В ноябре Череповец перешагнул 243-летний рубеж. За долгие годы его облик успел претерпеть множество изменений. От Воскресенского проспекта, где была сосредоточена городская жизнь, — до разрастающихся от него маленьких улочек, постепенно превращающихся в кварталы. От деревянных мостовых — до асфальтированных шоссе. От паромных переправ — до уникальных по своей архитектуре мостовых сооружений. От деревянных домиков — до уходящих в небо новостроек. Происходят перемены, и это нормально. Но главное, чтобы в центре этих перемен стоял человек. В этом уверены и представители творческой среды, с которыми в канун Дня города пообщался «Голос Череповца».

Больше яркости. Череповецкий художник, внештатный советник мэра города по социокультурной политике и предметно-пространственной среде Евгений Калачев убежден: Череповцу нужно больше ярких красок. Отталкиваясь от этого принципа, несколько лет назад он в рамках авторского проекта «Красно-белое» разработал концепцию по превращению фасада дома № 17 на улице Архангельской в арт-объект, который в будущем мог бы стать визитной карточкой города.
— Идея родилась у меня в 2009 году, — рассказывает Евгений. — Как раз был разгар майских праздников: солнечная погода, голубое небо и развешанные по всему городу бело-сине-красные флаги. Флаги на фоне еще бледной растительности создавали особый эмоциональный ряд, который меня очень вдохновил. Я давно размышлял, что бы такого привнести в облик города, что помогло бы разбавить его серовато-угрюмый образ. И решил, что, если усилить красно-белый визуальный ряд, город однозначно не проиграет. Ведь у нас уже есть объекты, которые сочетают в себе такую цветовую палитру и являются атрибутами Череповца: Октябрьский мост, трамваи, заводские трубы. Октябрьский мост — сам по себе арт-объект, и подобная смысловая привязка к нему могла бы стать знаковой.
Как добавляет художник, красный и белый — это цвета, которые никогда не устареют, не выйдут из моды; их симбиоз не раздражает, а притягивает. Также их сочетание несет и идеологическую нагрузку.
— На мой взгляд, у русского человека есть генетическая предрасположенность к этим цветам, — поясняет художник. — Красный традиционно считался символом красоты, белый олицетворял чистоту. Для нас это важно: в последнее время базовые человеческие понятия, основанные на доброте, доверии и поддержке, отходят на второй план. Это нужно исправлять.

Эскиз авторской концепции Евгения Калачева по изменению облика дома № 17 по улице Архангельской.

На разработанном художником эскизе дом выглядит впечатляюще: выступающие части фасада украшает красно-белый орнамент, стилизованный под северодвинскую роспись: гарцующие лошади, сказочные жар-птицы, красные соцветия... Словом, природа. Элементы, являющиеся сами по себе живыми, настоящими. По мнению художника, в любом урбанистическом сооружении должна присутствовать органика, которая может и не поддаваться строгости архитекторской линейки.
— Несколько лет назад проводились социологические исследования: у городских жителей интересовались, каким они видят город, в котором живут, и каким бы хотели видеть, — рассказывает Евгений. — И выяснилось, что большая часть людей видит свой город прямоугольным и серым, а хотела бы — интересным, включающим в свой образ природные формы, напоминающие растения, различные овалы и узоры. Это меня еще больше подтолкнуло к разработке концепции.
«Конечно, не стоит цели сделать весь город в подобной гамме, но расставить яркие акценты — вполне!» — резюмирует художник.

«Комплексный подход важнее всего». Золотое правило, которого придерживается череповецкий архитектор Дмитрий Изох при выполнении разного рода урбанистических задач.
Не так давно Дмитрий, будучи куратором проектной группы в рамках сотрудничества с ЧГУ, занялся разработкой проекта благоустройства бульвара Доменщиков, который позволяет наглядно продемонстрировать комплексный подход в работе.
Для реализации проекта Дмитрий разработал программу межуниверситетских марафонов-конкурсов. В ней планируется участие разных кафедр ЧГУ, училища искусств и технопарка «Кванториум». Каждый конкурс будет посвящен одному отдельно взятому элементу благоустройства бульвара Доменщиков. Например, созданию арт-объектов на его территории, дизайну мощения или искусству создания граффити на фасадах зданий.
— Эти конкурсы локальны, но вместе они создают общую картину благоустройства, по итогам изучения и проработки которой мы создадим макет обновленного бульвара, — рассказывает Дмитрий.
Реализуя общую концепцию, проектная группа будет ориентироваться на результаты социологического опроса жителей района, активистов, местных предпринимательских сообществ и других заинтересованных лиц, так как это поможет выполнить более детальную проработку функциональных зон.
— Например, после личного общения с руководством Центральной городской библиотеки стало понятно, что не хватает площадки для чтений и проведения творческих литературных вечеров, — рассказывает Дмитрий. — В целом, нам очень важно подчеркнуть каждую составляющую бульвара: улочки, прилегающие к нему, входы-выходы на стадион и т. д. На каждой площадке мы бы хотели предусмотреть скамейки, клумбы, урны, освещение, различные интересные формы озеленения. Мы постараемся, чтобы все элементы бульвара Доменщиков были выполнены гармонично в неразрывной связке друг с другом.

Город для людей. Общаясь с Дмитрием, мы поинтересовались его видением специфики важных элементов городской среды.
* Зонирование территории.
Дмитрий уверен: распределение городских территорий по их функционалу принципиально важно! Одна функциональная зона предназначена для того, чтобы посидеть на скамейке и отдохнуть, другая — для активного отдыха, третья — для пешего преодоления расстояния от одного участка до другого. Общественное пространство должно быть выстроено с учетом пожеланий людей, логичности и удобства.

Проект Дмитрия Изоха по благоустройству сквера одной из череповецких улиц. 

Дмитрий подчеркивает: «Улица должна жить». Важно, чтобы на ней в регулярном режиме происходила какая-то бизнес-активность, позволяющая со временем окупить денежные средства, вложенные в ее благоустройство. «Возьмем для примера Красную площадь в Москве: она окружена ярмарками, музеями, аттракционами, там идет постоянный людской поток и, как следствие, денежный оборот. Поэтому я считаю, что, например, такой объект, как городской парк, может приносить прибыль, для этого желательно, чтобы в нем были размещены торговые павильоны, кафе, прокат велосипедов и многое другое», — поясняет специалист.
* Озеленение.
Этот вопрос очень важен для Череповца. В первую очередь необходима регулярная деятельность по спиливанию аварийных деревьев и посадке новых. «Следует понимать: мы живем на севере, а значит, далеко не все породы деревьев у нас приживаются в естественной среде, — говорит Дмитрий. — Возможным решением для нашего города могло бы стать выносное и вертикальное озеленение. В Череповце есть множество мест, которые можно было бы украсить вазонами с растениями. Радует, что сегодня в городе тенденция по озеленению существует».
* Остановки.
«Городские остановки для ожидания общественного транспорта должны представлять из себя единую конструктивную систему, которая с помощью своих модулей позволяет набирать нужный функционал. Остановка должна быть единостильной, но разнопрофильной, технологичной, комфортной, соответствовать современности и модным тенденциям, с возможностью интерактивного просмотра расписания движения автобусов», — поясняет Дмитрий.
* Проектная деятельность.
«Важно, чтобы у архитектурно-художественного сообщества была возможность свободно донести свои идеи до руководства города, — говорит Дмитрий. — У нас есть и студенческие объединения, и общественные организации, и просто люди, которые предлагают интересные проектные решения. Хочется, чтобы жители города их видели, высказывали свое мнение, а руководство города к ним прислушивалось. Важно также, чтобы для выпускников профильных учреждений была возможность принять участие в жизни Череповца. Ведь не будет дизайнеров — не будет и дизайна!»

Иван Крылов, газета «Голос Череповца»