Продуктовая тележка в магазине спасет от конфликта и заразы

Жаться друг к другу в очередях и нарушать социальное дистанцирование череповчан заставляют древние инстинкты. Есть ли способы заставить отойти нарушителя на безопасное расстояние? Может ли цвет одежды помочь в этом? «Голос Череповца» постарался найти ответы на эти и другие вопросы.

Полтора метра. Недавно я подошел к очереди в кассу и расположился примерно в метре от последнего человека. «Вы стоите или так просто здесь?» — спросили меня секунд через 30. Аналогичный вопрос последовал еще пару раз за те пять минут, что я провел в очереди. В это время сзади стояла женщина, которая буквально прижималась ко мне. Когда я попросил ее отойти, она дико посмотрела, ничего не ответила и не сдвинулась с места. Причем подобные случаи происходили со мной неоднократно. И это очень печально. Когда до пандемии люди буквально лезли друга на друга в очередях, это было отвратительно, но вполне переносимо. Во время коронавируса такое поведение неприемлемо и вот почему.
Пока в мире не началась массовая вакцинация населения от COVID-19 и не придумано безопасное лекарство для его лечения, единственный способ избежать заражения — изменение поведения людей. Многие страны, следуя рекомендациям ВОЗ, вводят строгие антипандемийные меры, включая социальное дистанцирование. Рекомендовано выдерживать физическую дистанцию 1 — 1,5 метра, но мало кто это делает. Хотя, казалось бы, чего проще: не подходи близко к впереди стоящему человеку. Тем более что практически везде нанесена специальная разметка.

Жажда близости. Почему же люди не соблюдают социальную дистанцию? С этим вопросом мы обратились к череповецкому психологу, гештальт-терапевту Артему Сипягину. По его словам, причин тому несколько и главная из них – социальная сущность человека:
— Людям нужно общение, чтобы развиваться, не утрачивать свои социальные навыки, устанавливать контакты, знакомиться и так далее. Поэтому природа заложила во всех нас стремление не отбиваться от коллектива, «быть в стае». Подходить к другим людям — это естественное желание. Но насколько близко? Это зависит от менталитета, особенностей воспитания, характера человека. Например, в западных странах люди держатся на большем расстоянии друг от друга, чем россияне. Это относится и к очередям. Посмотрите западные фильмы. В них всегда показывают, что расстояние между стоящими людьми около метра. В России зачастую стоят буквально впритирку. Наши власти рекомендовали соблюдать дистанцию 1 — 1,5 метра. Но… Социальные привычки так сразу не изменишь. К тому же многие не верят в опасность коронавируса.
Также Артем Сипягин считает, что есть факторы, провоцирующие нарушение социальной дистанции:
— С началом COVID-19 и введением ограничений многие долго сидели без работы или работали удаленно, из дома. Магазины и кафе были закрыты. В результате у большей части граждан резко сократилось количество мест, где они могли бывать. А зачем они их посещали? С одной стороны, ответ очевиден: с целью совершения покупок, занятий спортом и так далее. Но есть и скрытая мотивация – для снятия стресса от работы, от пребывания дома, в поисках уже упоминавшейся близости с другими людьми. Пандемия увеличила уровень внутреннего стресса и тревоги. Когда ограничения стали сниматься, люди начали активнее и ближе, чем это было раньше, подходить друг к другу, тем самым (неосознанно) восполняя свою потребность в общении, в социальных контактах.
Третья причина — это некий доцивилизационный инстинкт. По сути, большая дистанция в очереди вызывает у человека опасения, что кто-то может проскочить в свободное пространство впереди и опередить его в достижении цели, в данном случае — кассы. Артем Сипягин и сам замечал, что такие опасения у него бывали и он старался сократиться дистанцию, не дать другому опередить его.
Четвертая причина кроется в самой сущности очереди, которая практически всегда и для всех представляет собой раздражение, так как в ней теряется время, нивелируются личность и интересы отдельного человека — он словно растворяется в толпе. Людям эта уравниловка не нравится, и они стараются избежать дискомфорта. Прижимание, сокращение дистанции — внутренние уловки организма, старающегося хотя бы внешне сократить пребывание в очереди. Естественно, что на самом деле очередь от этого быстрее двигаться не станет.

«Слышь, братан…» Как отдельно взятому человеку обеспечить дистанцию в очереди, когда люди подходят слишком близко? Один из способов – вербальный. Психотерапевт Мэтт Лундквист в интервью «Нью-Йорк пост» советует быть прямолинейным в вопросах социальной дистанции, если это необходимо. По его словам, если человеку неловко настаивать от своего имени, можно сослаться на рекомендации ВОЗ и мнение компетентных ученых. Нужно напомнить, что требования социальной дистанции не блажь, а необходимое правило в условиях пандемии.
Мне трудно судить, применяют ли данные советы на Западе. Однако их действенность в российских реалиях вызывает большие сомнения. Если я начну в супермаркете вещать про рекомендации ВОЗ, то меня сочтут сумасшедшим. Возможно, люди просто разбегутся, опасаясь приступа агрессии. Но, скорее всего, пожмут плечами. Так что обыденное «слышь, братан, отвали подальше» будет воспринято с чуть большим пониманием.
Но что же советуют делать для соблюдения дистанции российские психологи? По мнению Артема Сипягина, добиться социального дистанцирования от других людей сложно, но возможно:
— Во-первых, следует сказать: «Вы стоите близко ко мне. Мне некомфортно, отойдите, пожалуйста, на метр». В обращении обязательно должно прослеживаться утверждение, что говорящему плохо, он испытывает неприятные эмоции. Люди не очень любят быть причиной неудобства другого человека. Если человек отказывается выполнить просьбу, то можно обратиться к кассиру, администрации и попросить их обеспечить социальное дистанцирование. По правилам поведения в пандемию они обязаны это сделать. Не зря же на полу в магазинах нанесены разделительные полосы. Если ничего не помогает, то следует отойти, дождаться, когда очередь станет меньше, и снова встать в нее.
Артем советует разговаривать вежливо, без угроз. Впрочем, он признает, что есть люди, понимающие только силу. Но, предупреждает он, не стоит колотить непонятливого человека корзинкой. Это может привести к конфликту, который неизвестно чем кончится.

Тележка как спасение. Еще один способ создать дистанцию – молчаливые действия, хотя стопроцентно работающих вариантов обеспечить свое пространство без помощи слов не существует. Но хотя бы частично обезопасить себя вы можете.
* Старайтесь заходить в магазин с тележкой, даже если планируете купить только батон. Оказавшись у кассы, вы будете катить тележку впереди себя и таким образом не только обеспечите расстояние от стоящего перед вами, но и не дадите влезть вперед вас особо торопливым покупателям.
* Поможет и обыкновенная корзинка. Можно стоять в очереди в кассу боком, делая вид, что рассматриваете товары на стойках. Корзинка в руке не даст подойти близко тому, кто стоит позади. От стоящего впереди мы можете сами отойти на безопасное расстояние. Пытающихся втиснуться можно отгонять словесно.

Цветовая защита. Как известно, каждый цвет вызывает у людей определенные эмоции. В частности, красный цвет ассоциируется с опасностью, при виде его человек неосознанно настораживается или даже испытывает некоторый страх. Так что если вы хотите, чтобы к вам поменьше подходили, то одеваетесь в красную одежду. Правда, по словам Артема Сипягина, в этом цвете кроется опасность и для носителя:
— Красный цвет может быть воспринят другим человеком как угроза, от которой нужно защищаться. Поэтому вы можете сами стать жертвой агрессии.
Можно поступить по-другому — ввести в свой гардероб одежду розовых и синих тонов. Они снижают эмоциональный накал, успокаивают нервную систему, притупляют гнев и агрессию. Если вы будете стоять в очереди в розовом и обратитесь к кому-либо со словами отойти на метр, то ваша просьба будет воспринята с большим пониманием, чем если бы вы были облачены, к примеру, в черное. Естественно, что во избежание непонимания окружающих розовый цвет рекомендуется женщинам.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»