35media.ru

Александра Башлачева оцифровали и раскрасили

В филармонии, где в ноябре откроет двери музей Александра Башлачева, журналистам представили почти завершенный клип на песню поэта «Как ветра осенние…», а также проект его виртуального музея. Благодаря этой работе Башлачев откроется молодежи.

Осенние ветра перемен

Александра Башлачева называют элитарным поэтом. Считается, что он писал о сложном и мрачном. Поклонников СашБаша не отвлекает от прослушивания его песен ни плохое качество записи, ни смех и разговоры «за кадром» (записывали часто на квартирниках), ни прыгающая видеозапись выступлений Башлачева. А многих молодых это отпугивает, и глупо винить их в поверхностности. Вам, мол, Клаву Коку с Моргенштерном подавай.

Да, подавай, такова сегодняшняя визуальная культура. Люди, выросшие, условно говоря, на фуа-гра и гаспачо, вряд ли сочтут аппетитной селедку с картошкой, как бы вкусно о ней ни рассказывали родители. Мультипликационный клип «Как ветра осенние…» ценен не только как первая анимация по башлачевским стихам, но и, прежде всего, как первая попытка сделать современную картинку по творчеству поэта.

Клип почти готов, он объединил большую творческую команду из Санкт-Петербурга, Череповца и Уфы. Понимая, что скрипучая запись из 1980-х годов будет конфликтовать с картинкой, насыщенной яркими цветами, команда приняла решение вычленить голос Александра Башлачева, а гитарную партию записать заново.

Этой работой занялся известный петербургский автор-исполнитель Михаил Башаков. На презентации мультфильма он появился с помощью интернета — рассказал, как работал над музыкой к стихам Башлачева, которые назвал для себя священными, и искал аранжировку, которая соответствовала бы духу поэта.

Автором иллюстраций к видеоролику стал уфимский художник Алексей Мотавин, который давно делает зарисовки к башлачевским стихам. Череповецкая команда дизайнеров и аниматоров оживила рисунки, и получился клип. В нем появляются сквозные образы поэзии Александра Башлачева — гитара, березы, купола церквей. Возникает там и сам поэт. Мультфильм станет своеобразным окном в творчество поэта для непосвященных. Но и у старых поклонников глаз (и ухо) порадуется.

Как СашБаш был индейцем

В ноябре в Череповце откроются сразу два музея Александра Башлачева — реальный и виртуальный. Щелочку в онлайн-пространство журналистам приоткрыли. На нем разместятся как известные поклонникам поэта записи и фотографии, так и то, что почти никто не видел и не слышал. Череповец расскажет о Башлачеве то, что только Череповец и может рассказать.

А именно — о детстве и становлении поэта, с кем он общался, что любил, что его окружало. На сайте разместят фотографии из семейного архива, аудио- и видеозаписи концертов, черновики, книги Башлачева и о Башлачеве. И конечно, воспоминания друзей, многие из которых до сих пор живут в Череповце.

Кто знал, что в детстве поэт увлекался индейцами и штурмовал кассы череповецких кинотеатров в очередях за билетами на фильмы с Гойко Митичем? Журналистам включили фрагмент записи, где один из друзей Башлачева рассказывает, как они в детстве при поддержке мам и пап шили костюмы индейцев, строили за городом жилища и бегали с перьями на головах.

Сотрудники Череповецкого музейного объединения, которые занимаются проектами обоих музеев при поддержке семьи Александра Башлачева, заявили, что башлачевский сайт будет рассказывать не только о поэте, но и о Череповце 1960 — 1980-х годов.

Живой музей откроется в Филармоническом собрании. В этом здании репетировала группа «Рок-Сентябрь», стихи для которой сочинял Александр Башлачев. Директор ЧерМО Светлана Султанова назвала музей неформатным и необычным и по просьбе «Речи» раскрыла некоторые подробности.

«Это театральный музей, я бы так его назвала, — заявила она. — В нем мы будем представлять постановку, которая диктовалась самой конфигурацией пространства музея. Классический музей — это витринное пространство определенной площади. В случае, когда помещение крайне мало, а смыслов гораздо больше, чем мы можем вместить на один квадратный сантиметр, мы поняли, что традиционными стандартными приемами мы ничего не покажем. Это не будет соответствовать масштабу личности Александра Башлачева или больше походить на склад предметов».

Работа с посетителями будет вестись сеансами. Люди будут приходить в музей небольшими группами, усаживаться на специально отведенные места и смотреть аудиовизуальный спектакль, где будет показана хроника и прозвучат музыкальные произведения, а также будет задействована лазерная проекция.

«Разумеется, там будут и мемориальные предметы, принадлежавшие Александру Башлачеву, — говорит Светлана Султанова. — Как они появятся и откуда они появятся — тут будет сюрприз для посетителей».

Память о брате

Об архиве Александра Башлачева, а также о новых проектах, связанных с его именем, «Речи» рассказала сестра поэта Елена Башлачева.

— Сегодня на презентации было произнесено так много слов из цифрового мира и лексикона сегодняшней молодежи. Вы поддерживаете это осовременивание наследия Александра Башлачева?

— Я поддерживаю. Эта работа ориентирована на молодежь, им ближе этот формат. Небольшое помещение музея не позволяет создать классическую экспозицию по хронологии, но в этом его дополнит музей виртуальный. Все, что будет там выложено, Александр держал в руках. Там нет ничего, что ему не принадлежало. Кроме того, виртуальный музей смогут посетить люди, не имеющие возможности приехать в Череповец. У посетителей народного музея Александра была очень обширная география, приезжали из разных городов и даже стран, поэтому надеемся, это будет востребовано.

Многие не знают о череповецком периоде Александра — о его детстве, как учился, что читал и слушал. Обычно знают о последних трех годах его жизни, поскольку об этом много говорят известные люди. Задачей было показать его как человека, как личность.

— На презентации вас назвали собирательницей архива Александра Башлачева. Как он выглядит? Давно вы собираете материалы?

— Мой архив — это шкаф, в котором хранятся материалы. Я собираю его с середины 80-х, я тогда еще в школе училась, сначала это были записи концертов, личные вещи, черновики, фотографии, потом появились издания с его стихами, кассеты, пластинки, диски, собран достаточно большой архив периодических печатных изданий, выходивших за 30 с лишним лет у нас в стране и за рубежом.

— Как он относился к тому, что вы собираете все это?

— Думаю, что он в это не вникал. В то время еще мало что было собрано, в основном записи концертов, которые получалось переписывать, и фотографии. Я поначалу не думала об архиве, собирала для себя, как память.

Сергей Виноградов