35media.ru

Художники в пандемию: пленэр за забором

«Весной поймал кураж и не мог остановиться», — рассказывает о плодотворно проведенной самоизоляции череповецкий художник Антон Иоганн. Другие художники подтвердили: карантин позволил углубиться в себя и родную природу, «поработать на вечность».

Повод углубиться в творчество

Выставка Антона Иоганна (0+), открывшаяся в Центральной библиотеке имени Верещагина, стала одной из первых после начала пандемии. Выступая перед коллегами, которых в библиотеке собралось великое множество — весь местный Союз художников налицо, Антон Иоганн заявил: мол, понимаю, что не лучшее время для выставок, но работы накопились и требуют показа.

Его громко поддержали, потому что у всех накопились и многие ищут место для выставки. Художники объясняют, мол, как в обычные годы случалось. Лето — лучшая пора для работы, но художник тоже человек, и в это время хочет поездить по интересным местам, отдохнуть глазом и телом перед серой вологодской зимой.

Когда передвижения стали невозможны, а планы сорвались, живописцы поначалу немного расстроились, а потом присмотрелись к окружающему пейзажу в городе и на даче, и многие, как сказано выше, «поймали кураж».

«Для художников это был хороший период, появилась возможность уединиться с самим собой, поработать», — заявил корреспонденту «Речи» председатель череповецкого отделения Союза художников России Владимир Дмитриев.

Художник Николай Дорофеев рассказал, что в августе городские живописцы провели пленэр на городских улицах и причалах, по его итогам планируется открыть выставку.

«В новые районы не ходили, писали старый город, который может исчезнуть, — рассказал он. — Вот причал успели написать с дебаркадерами, сейчас-то его совсем доломали».

Художники отмечают, что с началом самоизоляции город будто застыл перед ними, позируя. На улицах редкая машина проедет, а из прохожих каждый второй в полицейской форме.

«Я не могу сидеть дома без дела, я выходила рисовать, — говорит художница Елена Данилова. — Я живу на улице Монтклер, а однажды пошла рисовать домики в сторону Гритино. На обратном пути я шла с акварелью и со стульчиком, меня остановила полиция, попросили показать паспорт».

А что с продажей картин? Удается ли сейчас художникам реализовывать свои работы?

«Естественно, покупательная способность снижается, но знаете, на этом фоне появились более тонкие ценители живописи, которые лучше купят картину, чем современную пафосную вещь, которая быстро перестанет быть нужной», — говорит Антон Иоганн.

Медвежьи следы

На выставке Антона Иоганна почти все картины — новые, с полотен смотрит весеннее и летнее Городище и его окрестности (там у художника дом). «Картины созданы за год, это результат пленэров и поездок, в плохую погоду дорабатывал их в мастерской», — рассказал художник. На картинах запечатлены старые избы и лодки, трактора, велосипеды (картина «Почтальон приехал») и даже старинные ножницы по металлу, похожие на динозавра.

«Большие всероссийские пленэры отменили, но остались маленькие пленэры, на которые художников приглашали местные музеи, — рассказал «Речи» Антон Иоганн. — По количеству пленэров этот год не уступает прошлым, но по географии… или по ареалу обитания, как у птиц…многое изменилось. Раньше можно было улететь в Крым писать, а сейчас только по Вологодской области, в Карелию, в Питер. Не дальше».

При вопросе о сделанных открытиях глаза художника загораются азартом.

«Например, я всю весну просидел в деревне, май был просто отличный, — говорит он. — Там я писал в удовольствие, ко мне приезжали художники, мы бродили по лесам и лугам, писали работы для себя. У меня в Городище все рядом — Рыбинское водохранилище, лес, сохранились старые дома. Было бы желание, а найти мотив и сюжет всегда можно».

Во многих странах мира в разгар пандемии наблюдалось оживление природы — ввиду снизившейся активности человека в леса и водоемы вернулись звери и птицы. Интересуюсь у художника, не встретил ли какую-нибудь живность на прогулках.

«У нас есть дом за Устюжной, за два года все заросло борщевиком, а еще появились медведи, — говорит Антон. — Раньше с этюдником можно было везде ходить, а сейчас медведи по дорогам ходят, и уже опасаешься. Я их пока не видел, но следы на каждом шагу. Прошел по дороге, обратно возвращаешься — а там свежие медвежьи следы».

Художник, что рисует мост

Еще во время карантина Антон Иоганн нашел для себя новую тему для творчества. Начал зарисовывать этапы строительства нового моста через Шексну практически с первой сваи и превращать этюды в картины.

«Это своеобразная летопись, — рассказал художник. — Когда мост будут запускать, хочу открыть выставку своих работ».

Одна картина, на которой мост представлен в начальной стадии и теряется на фоне огромных кранов, попала на выставку художника в Верещагинской библиотеке.

Многое из наработанного художниками за год череповчане увидят на выставках, которые сейчас готовятся. Традиционная экспозиция «Осень» (0+), как всегда, начнет работу в Выставочном зале перед Днем города. Там будут представлены новые работы ведущих художников Череповца, а также прозвучат новые имена.

Сергей Виноградов