В Череповце прошла сходка «мафиози» в затонированных автомобилях

Участники сообщества «Опермафия» устраивают флешмобы в Череповце, требуя разрешить затемнять стекла автомобилей. Сотрудники ГИБДД их штрафуют, но они снова собираются. «Голос Череповца» разбирался, какие доводы существуют за и против использования тонировки.

Почему запрещают? Тонировка стекол впервые стала применяться в середине ХХ века как эффективная защита от солнца. Ее использовали в основном на окнах офисов и промышленных зданий. Первые тонированные машины появились в 80-х годах в США, а в России — в начале 90-х. Правда, в нашей стране с тонировкой тут же начали бороться. Причины? Они просты.
1. Через затемненные стекла при малом освещении не просматривается движущийся рядом транспорт, пешеходы и предметы, представляющие опасность.
2. Сотрудникам полиции не видно, кто находится в салоне.
3. Салон может использоваться для сокрытия от представителей власти оружия, наркотиков, украденных вещей. Полицейский не имеет права без законного повода провести осмотр салона. Если сотрудник ГИБДД подозревает, что в транспортном средстве могут быть запрещенные предметы, то он должен осматривать салон в присутствии понятых или ведя непрерывную видеозапись. Но это занимает много времени.

Тонируй по правилам. Долгие годы за нарушение стандартов тонировки существовал лишь незначительный штраф, который никого не пугал, потому во многих автомобилях стекла были затемнены практически на 100 %. Все изменилось в 2012 году. Тогда был принят закон, согласно которому водитель не только платил штраф, но и лишался номерного знака до устранения нарушения, то есть фактически запрещалась эксплуатация авто. Чтобы вернуть госномер, приходилось ехать в отделение ГИБДД. Буквально за пару месяцев почти все машины стали прозрачными.
С той поры нормативы по тонировке стекол неоднократно менялись. Сейчас они регулируются техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств.
* Запрещено затемнять ветровые и боковые передние стекла. При тонировке они должны пропускать не менее 75 % света.
* Запрещено использовать стекла, которые имеют покрытие с зеркальным эффектом, так как они могут создавать блики, мешающие водителям встречных автомобилей.
* Разрешено наносить тонировку на лобовое стекло в виде полосы шириной до 14 см, при этом норма ее светопропускания не устанавливается. Полоса защищает глаза водителя от солнца и не мешает обзору дорожной ситуации.
* Разрешено тонировать заднее и задние боковые стекла. Ограничений по светопропусканию нет.
* Степень тонирования должна быть такой, чтобы не нарушалось восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.
Существует исключение для служебных авто, тонировка которых обусловлена спецификой деятельности. На такие автомобили выдается специальное разрешение.

От штрафа до ареста. Согласно части 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ, «управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента по безопасности колесных транспортных средств» наказывается штрафом в размере 500 рублей.
Вместе со штрафом автомобилист получает от сотрудника ГИБДД и предписание, согласно которому необходимо устранить нарушение в срок до десяти дней. Если водитель не снимет незаконную тонировку и повторно попадется инспектору, то суд может или наложить на нарушителя штраф в размере от 500 до 1 000 рублей, или поместить его под арест на срок до 15 суток.
Проверку степени светопропускаемости стекол машины сотрудник ГИБДД должен проводить с применением специального прибора. Водитель вправе потребовать сертификат на оборудование, свидетельство о поверке и убедиться, что оно правильно опечатано. Кроме того, в случае несогласия с замерами водитель может оспорить результаты первой проверки и потребовать повторную в присутствии двух понятых.
Как нам сообщили в пресс-службе отдела ГИБДД УМВД России по Череповцу, с начала этого года в нашем городе было составлено 5 215 административных материалов, связанных с неправильной тонировкой.

Противники запретов. Не все водители согласны с существованием ограничений на тонировку авто. В начале октября в череповецкие правоохранительные органы поступила информация, что в городе планируется встреча сообщества «Опермафия». Его участники выступают за отмену тонировки на автомобилях и, соответственно, сами предпочитают передвигаться на машинах с затемненными стеклами.
Сотрудники ГИБДД, поднятые по тревоге, перекрыли выезды из города. Большинство машин, прибывших в Череповец, были блокированы возле усадьбы Гальских. Еще часть – у «Ленты». В общей сложности полицейские проверили более 200 человек. Примерно на 30 из них составили протоколы, большая часть которых связана с неправильной тонировкой. Некоторые водители самостоятельно растонировали авто и избежали наказания. Участниками сходки были жители Вологды, Шексны и Череповца.
Добавим, что это уже не первая встреча «Опермафии» в нашем городе. Предыдущее «собрание» прошло в конце февраля, в нем участвовали жители Белозерска, Кириллова, Никольска, Вологды, Верховажья, Бабаева, Кадуя, Шексны и Грязовца. Естественно, присутствовали и череповчане. 98 водителей было привлечено к ответственности за управление транспортным средством с тонированными стеклами.

Почему против? «Опермафия» — это не организация или общественное движение в полном смысле слова, хотя действует она по всей России. У сообщества нет главы, и оно представляет собой ряд разрозненных региональных групп по всей России. Если они и поддерживают связь между собой, то только эпизодически. Поэтому сборы участников практически не выходят за рамки отдельных областей. Основное место общения – группы в одной из социальных сетей. Большая часть членов сообщества – люди до 30 лет. Какой-либо обнародованной программы действий «Опермафия» не имеет. Единственное требование – отмена ограничений на тонировку. Причин, по которым «Опермафия» борется с ними, несколько.
* Тонировка защищает водителя и пассажира на переднем сиденье во время аварии. При столкновении стекло не разлетается на мелкие части, которые наносят телесные повреждения. Такие стекла с легкостью могут выдержать удар брошенного с близкого расстояния кирпича.
* Хорошо отклоняются солнечные лучи, в результате солнце не ослепляет водителей и пассажиров.
* Качественная тонировка не пропускает солнечные лучи почти на 100 %. Это позволяет защитить организм от вредного ультрафиолетового излучения. Сводится к минимуму порча обивки сидений.
* В жаркий период в салоне намного прохладнее. Это плюс для авто, которые не имеют кондиционеров. В зимнее время года тонировка помогает сохранить тепло.
* Снаружи салон плохо просматривается. Это не позволяет злоумышленникам увидеть ценные вещи, а значит, уменьшается количество краж из машин.
Основной формой демонстрации своего существования «Опермафия» выбрала флешмобы, во время которых участники ездят по городам в затонированных машинах. Правда, кроме столкновений с сотрудниками ГИБДД, это не приводит ни к каким результатам. Трудно сказать, выйдет ли движение за отмену запрета тонировки на какой-либо качественно иной уровень.

к сведению
Варианты тонировки
1. Заводской. Наносится при изготовлении стекол. В материал добавляют присадки, создающие затемняющий эффект. Считается одной из самых качественных, долговечных и износостойких.
2. Напыление. Производится самостоятельно путем напыления на поверхность тонкого слоя полимера или металла. Качество тонировки намного уступает заводской. На поверхности со временем могут появиться царапины, затирки, другие повреждения.
3. Пленка. Ее наклеивают на поверхность стекла, находящуюся внутри салона. Пленка легко снимается без ущерба для стекла.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»