На кого равняются череповецкие учителя?

Копировать ссылку
Источник: Голос
Журналист «Голоса Череповца» отправил именитых череповецких педагогов в школьное детство — искать там самых важных людей.
На кого равняются череповецкие учителя?

5 октября отмечался Международный день учителя. Что может быть логичнее, чем в честь праздника написать в газете о ярких представителях одной из важнейших профессий в мире? Но на сей раз «Голос Череповца» решил, что называется, копнуть глубже и рассказать об учителях учителей – тех, кто вдохновил на выбор профессии известных череповецких педагогов.«Хотелось быть такой же». Ирина Шеко – учитель начальных классов школы № 11. Она не раз выигрывала конкурсы профессионального мастерства, в том числе на получение грантов, а недавно стала лауреатом премии Министерства просвещения РФ за достижения в педагогической деятельности. Сама Ирина Вячеславовна с 1-го по 7-й классы училась в школе № 28, затем в школе № 17, а завершала обучение уже в Германии, куда был отправлен ее отец-военный. Именно об отце она говорит в первую очередь, когда идет речь о педагогах, вдохновивших ее стать учителем. Вячеслав Довнар преподавал спецдисциплины в военном вузе.— Самое интересное, что степень его педагогического таланта я полностью осознала, уже сама будучи педагогом. Он всегда объяснял и объясняет очень терпеливо, даже вопросы житейского уровня. Он никогда не срывается. Всегда стремится показывать все наглядно, а это очень важно; я сама постоянно использую этот принцип в начальной школе.Ирина Вячеславовна очень благодарна отцу и матери, Татьяне Николаевне, за то, что они когда-то одобрили ее выбор профессии.— Хотя по маминой линии у нас в семье очень много медиков и, наверное, она бы хотела, чтобы и я стала врачом.Конечно же, большую роль в выборе будущей профессии сыграли школьные учителя.— Моя первая учительница – Галина Николаевна Романова. Она была очень красивая, а для детей в начальной школе это просто здорово. Она никогда не повышала на нас голос, всегда очень спокойно все объясняла, была в меру требовательной. Я помню, как переживала, когда в третьем классе получила за пересказ тройку, мне казалось, что я подвела не себя, а своего учителя. Нам хотелось быть такой же, как она, наверное, поэтому мы с подружками постоянно играли в школу. Для меня это был первый зов или первый мотив выбора профессии.В средней школе классным руководителем Ирины Вячеславовны стала учитель немецкого языка Маргарита Павловна Подойницына.— Она тоже была идеалом учителя. Всегда спокойная, всегда вникала в наши проблемы, всегда помогала нам справляться с нашими детскими бедами. И, опять же, сейчас я полностью понимаю, как много она сделала для нас в воспитательном плане: проводила конкурсы, подвигала нас участвовать в городских мероприятиях, готовила сценарии, воплощала идеи. Плюс привила любовь к немецкому языку, что мне впоследствии очень пригодилось.Ирина Шеко с большой теплотой вспоминает Татьяну Владимировну Минкину и Нину Васильевну Цветкову – своих классных руководителей в 17-й школе:— Они на своем примере показали, как нужно работать с родителями.«Я Вам докажу!» Елена Шашура недавно ушла на пенсию, но до этого 24 года была учителем начальных классов в школе № 17. Елена Ивановна знакома нашим читателям, мы писали о ней, например, когда она выиграла грант в конкурсе департамента образования Вологодской области.Все десять классов Елена Ивановна проучилась в школе № 7.— В третьем классе к нам пришла новая учительница, Нина Павловна Городова; молодая, лет 28 — 30. Когда я увидела ее, поняла, что лучше профессии нет, что самые красивые, самые умные и вообще самые идеальные люди – это учителя. Нина Павловна была добрая и любила нас. И я твердо решила, что буду учителем. Каждый день я бежала в школу как на праздник, каждый день поднимала руку и хотела отвечать у доски.В пятом классе классным руководителем стала Вера Вениаминовна Подольская, учитель математики.— Она сделала из нас семью. В час мы заканчивали учиться, прибегали домой, делали уроки, а к трем часам бежали обратно в школу. То готовились к концерту, то где-то выступали, то ездили собирать макулатуру, то кому-то помогали, то участвовали в конкурсе.В старшей школе классным руководителем была Маргарита Николаевна Смирнова, учитель истории и обществознания.— Если Вера Вениаминовна была нам как мама-наседка, то Маргарита Николаевна, наоборот, приучила нас к самостоятельности, развивала в нас творческое начало и самоуправление, чтобы мы были по жизни активистами.Ребята обожали Валентину Васильевну Апросичеву, учительницу русского языка и литературы.— Это учитель-душа, она так интересно рассказывала на уроках, так проживала сама каждую книгу, что мальчишки и девчонки вместе с ней и плакали, и смеялись. Она сумела ввести нас в мир книг, мы читали взахлеб.Учителем математики в старших классах была Ида Александровна Садкова, более требовательная, чем ее предшественница. Она к каждому находила особый подход. Елене она однажды поставила тройку (и лишь позже девушка поняла, что это было частью того, что сейчас принято называть индивидуальным подходом).— Она сказала, что на большую оценку я не знаю. Я сказала: «Я Вам докажу, что я знаю». Я взяла в библиотеке учебники по алгебре и геометрии, все зимние каникулы сидела учила. И потом у меня даже четверок не было, только пятерки. Когда я поступала в институт, мне поставили по математике четверку, а для поступления нужна была пятерка. Ида Александровна сказала: «У тебя не может быть четверки. Подавай апелляцию». Мы с ней пришли, подали апелляцию, и мне поставили пять — оказалось, что все задания я выполнила правильно, просто возле одного из них проверяющий почему-то поставил галочку.«Сможете помогать людям». Жанна Мегельбей, учитель математики в школе № 26, неоднократно побеждала и занимала призовые места на педагогических конкурсах городского, областного и всероссийского уровня. Также в начале сентября она получила премию Министерства просвещения РФ за достижения в педагогической деятельности.С 1-го по 9-й класс Жанна Мегельбей училась в школе № 30, а затем перешла в физмат-класс школы № 11 при ЧГУ. Она рассказывает, что больше всего на ее решение стать учителем повлияла семья. Бабушки и дедушки, равно как и родители, всегда считали самыми уважаемыми профессии учителей и врачей.— Нам постоянно говорили о том, что очень почетно быть учителем, очень почетно быть врачом. «Вы сможете помогать людям», – Жанна Николаевна улыбается. – Поэтому в нашей большой семье много педагогов и медиков. Я – учитель математики, одна моя сестра – учитель биологии, другая – учитель химии.Однажды первоклассница Жанна пришла из школы и сказала: «Мама, я буду учителем математики». Мама тогда решила, что девочка еще не раз передумает и выберет другое направление, но Жанна осталась верна своему выбору.— В физмат-классе у нас были очень хорошие педагоги: информатику вела Эмма Ханифовна Гайсина, физику — Максим Густавович Елесичев, математику — Михаил Борисович Анохин.Поскольку Жанна Николаевна стала учителем математики, разговор коснулся в первую очередь преподавателя-математика.— Михаил Борисович умел доказать свою точку зрения, повести за собой или, наоборот, подтолкнуть сзади. Я очень многим обязана этому педагогу. И в целом, повторюсь, у нас были великолепные педагоги. В ту пору в обычных школах хорошей качественной техники, по сути, не было. Но мы, придя в физмат-класс, сразу стали заниматься на настоящих компьютерах IBM, это вообще была фантастика; и нас сразу начали учить программировать на языке паскаль. И по физике нам показывали отличные опыты – те, которые не могли показать детям в других школах. И конечно, с точки зрения математики я получила массу вещей, которые были бы мне недоступны в школе с общеобразовательной программой, а не «углубленкой».Джек Лондон в оригинале. Кирилл Кузнецов – победитель городского этапа конкурса «Учитель года». На тот момент Кирилл Вячеславович преподавал английский язык в женской гуманитарной гимназии. Сейчас он преподает в пансионе воспитанниц Министерства обороны РФ (Санкт-Петербург), но с журналистом «Голоса…» пообщался – через Интернет.Будущий педагог учился в школе № 21, где углубленно изучают английский язык.— В большей мере на выбор профессии повлияли мои учителя иностранного языка. В первую очередь это учитель английского языка Евгения Павловна Чернышенко – знаменитый учитель в Череповце. Я думаю, все выпускники 21-й школы ее знают, даже те, кто у нее не учился. Именно этот учитель и научил меня иностранному языку. Евгения Павловна была с нами со второго класса до одиннадцатого. Каждый урок был настоящим вызовом. С нами работал учитель в классическом понимании этого слова – четкость, строгость, глубокие знания. Огромное влияние на меня оказал еще один учитель английского языка – ныне директор 21-й школы Вера Львовна Кравцова. Вера Львовна вела у меня английскую и американскую литературу в 10 и 11-м классах. Именно на ее уроках я познакомился с Эрнестом Хемингуэем, Куртом Воннегутом, Джеком Лондоном и многими другими авторами – теми, кого сейчас читаю на английском языке. То, что это произошло, – ее заслуга.Кирилл Кузнецов отмечает: на учителя влияют не только педагоги, учившие его в школе, но и коллеги, с которыми он работает.— Я не могу не сказать о Татьяне Владимировне Минкиной – учителе английского языка женской гуманитарной гимназии. Это замечательный человек, настоящий профессионал, близко к сердцу принимающий все то, что происходит в школе с детьми и коллегами. Ее помощь как наставника уже в профессиональной деятельности имеет для меня огромное значение.Подаренный инструмент. Андрей Успенский – на данный момент единственный череповецкий педагог, ставший победителем всероссийского конкурса «Учитель года» (2006 г.; тогда Андрей Геннадьевич был учителем русского языка и литературы в школе № 37 — ныне лицей «АМТЭК», сейчас он работает в Физтех-лицее им. П.Л. Капицы в городе Долгопрудном). Сам он учился в школе № 15. Помнит своих учителей, относится к ним с уважением, но одного педагога выделяет особенно.— Людмила Егоровна Винокурова, учительница английского языка. Знаете, на нас лежит печать профессии — учителя или учительницу можно узнать в толпе. Людмила Егоровна на самом деле выделялась, казалось, что к нам на уроки она каждый раз приезжает откуда-то с Альбиона. Самое главное, она старалась сделать так, чтобы нам было интересно на ее уроках, и у нее это действительно получалось. Она находила очень много дополнительных материалов. Как сейчас помню: пособие Бонди (Евгений Бонди – автор ряда учебников и пособий по английскому языку; прим. авт.), мы про него слыхом не слыхивали, а она давала нам оттуда задания.В 1970-х годах сфера употребления английского языка для рядовых граждан была, мягко говоря, невелика. Фактически ее не было.— Выехать за границу, особенно туда, где говорили на английском, было настолько же реалистично, как слетать в космос. И тем не менее у нас с другом, с которым мы сидели за одной партой, английский пошел, просто было интересно, потому что уроки вела Людмила Егоровна. С тех пор с языками у меня неплохо (Андрей Успенский – полиглот; прим. авт.), и я понимаю, что во многом это заслуга Людмилы Егоровны, которой мы были небезразличны. Мы, дети из не самого спокойного района и совсем не из элитной школы. Я вспоминаю ее с благодарностью. Впоследствии мне очень часто доводилось пользоваться английским языком — у меня был инструмент, который мне подарила Людмила Егоровна.Прямая речьПринцип трех «люблю»Елена Шашура: «Мне очень повезло. Когда я пришла в 17-ю школу, меня учили работать директор Валентина Витальевна Параничева, завуч Людмила Александровна Шамина. Меня научили верить в себя, правильно разговаривать, общаться с родителями, любить школу. Мы действительно жили в школе одной семьей. Валентина Витальевна учила, что школа – это жизнь, это семья, это первый дом, а не второй; что учитель должен быть эталоном во всем, начиная с внешнего вида; что нужно быть авторитетом; что нужно любить детей. Мои принципы педагогики держатся на трех «люблю»: люблю детей, люблю работу, люблю себя в этой работе».Нужно для себяЖанна Мегельбей: «Математика – моя любовь, мое хобби. Я получаю удовольствие от того, что делаю что-то сложное. Мы все сталкиваемся с трудностями, это нормально. Когда что-то тебе не дается, а потом наконец получается, испытываешь огромное удовольствие. Пусть ты потратишь много времени, но ты решишь задачу, которую никто вокруг тебя не решил. Например, в десятом и одиннадцатом классах я могла заниматься до пяти утра, а в семь встать и снова пойти учиться, потому что должна была сделать то, что не получалось. Меня никто не заставлял, просто мне это нужно было для себя, я этого хотела».

Елена Бжания, газета «Голос Череповца»

Назад к выпуску
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Все
Все новости
Новости: Вологодская область
Новости: Череповец
Новости: Вологда
Новости: Великий Устюг
Опрос

ОПРОС

← 1 / 22 →

Вы уже начали подготовку к Новому году?

10.51%
10.83%
37.90%
11.78%
8.92%
20.06%
Опрос завершен
Анонимно или
Войти
Предложите новость

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваши видео и фото.

Предложить новость
(8172) 280-003
Вологда
(8202) 57-11-11
Череповец
Цитата

ЦИТАТА

← 1 / 3 →
Олег Кувшинников
губернатор Вологодской области
Олег Кувшинников

"Сохраняем историческую память, бережно несем ее сквозь года. Произошло важное для нашей областной столицы событие. Вологде присвоено почетное звание «Город трудовой доблести». Эту инициативу жителей города, местных властей, парламентариев поддержал Президент РФ Владимир Путин на заседании оргкомитета «Победа».

Областная столица достойна этого высокого звания. Оно имеет большое значение для сохранения памяти о земляках-тружениках. В годы Великой Отечественной войны город обеспечивал фронт продовольствием и продукцией военного назначения, принимал раненых, жителей блокадного Ленинграда. Многие вологжане работали на Северной железной дороге, которая обслуживала советский фронт. Гордимся подвигом наших предков"

16 Ноября 2022
Топ-5 новостей

ТОП-5 НОВОСТЕЙ

35 Медиа
Афиша
27 ноября, воскресенье
14:22:31
Коронавирус
Коронавирус
215311 (+40) чел
Курсы валют
USD 60.48
EUR 62.88