35media.ru

Фигаро в театре масок

Спектаклю «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (12+) суждено войти в историю если не города, то точно Камерного театра. Это первая сценическая премьера после начала пандемии. Постановка получилась легкой и карнавальной, хотя маски надели лишь зрители.

Героя Фигаро придумал в XVIII веке французский драматург Бомарше, имя персонажа стало нарицательным. В России пьесы Бомарше ставят нечасто, но все знают, что Фигаро — то здесь, то там. Быстрота и подвижность — главное качество героя. И Матвей Пирушкин, исполняющий эту роль в спектакле Камерного театра, два часа мечется по сцене как заведенный: танцует, шутит на все четыре стороны, бегает большими шагами, взлетает по лестницам и прыгает с них за кулисы.

После премьеры корреспондент «Речи» поинтересовался самочувствием актера. Позади полгода сценического простоя, и сразу такая спринтерская роль. Премьера сыграна, впереди марафон из нескольких показов. В ответ на вопрос журналиста актер заливается смехом Фигаро.

«Да я вроде бы и не устал, — говорит Матвей Пирушкин. — Да, на сцене много отдаешь, но и зрители дают тебе силы».

Актер заметил, что Бомарше, понимая подвижность Фигаро, написал пьесу так, чтобы у исполнителя главной роли были минутки отдышаться за кулисами.

В силу известных событий комедия при всей ее искрометности ставилась небыстро — работу начали еще весной, после чего долго репетировали удаленно. Известный режиссер и актер из Санкт-Петербурга Олег Леваков, поставивший спектакль, рассказал корреспонденту «Речи», что эта неторопливость, которая могла бы вогнать в скуку реального Фигаро, в конечном итоге пошла на пользу спектаклю.

В постановке масса действия, танцев и сложных мизансцен, которые требовали спокойного придумывания и долгой отладки. Зато уже на премьерном показе аттракцион с Фигаро в главной роли работает как часы. Когда видишь, как Матвей Пирушкин, стоя на авансцене в белоснежном костюме, крутит трость двумя пальцами одной руки, кажется, что он выступал на манеже.

Актер рассказал «Речи», что верчение трости и другие трюки изучал еще в театральном вузе, а тут нужно было лишь вернуть навык. По словам Матвея, он приходит на спектакль за два часа до начала, чтобы успеть по-спортивному размяться, поработать над дикцией («Фигаро говорит такие фразы, которые для современного человека слишком длинны») и загримироваться.

В постановке Камерного театра текст Бомарше почти не пострадал, и длинные фразы звучат там, где их задумал драматург. Костюмы и декорации в общем и целом также выдержаны в классическом стиле. Но временами современность вторгается в действие — музыка Россини и Моцарта звучит в современных синтезаторных обработках, а молодой паж Керубино время от времени принимается исполнять рэп. Действия это не портит. Как разговаривала молодежь в ту эпоху, неизвестно, но, наверное, тоже пыталась выглядеть «круто».

Пьеса многонаселенная, и всем ведущим актерам Камерного театра нашлось в ней место. Например, Сергей Павлов, способный играть как в трагедиях, так и в комедиях, появляется на сцене в образе старого судьи с огромным накладным животом. Шаркая по-стариковски, актер иногда совершал акробатические прыжки, будто напоминая зрителям о том, что с ним все в порядке.

Премьера прошла с аншлагом, максимально возможным в нынешнее время, — зрители рассаживались в шахматном порядке, и все билеты были проданы. Как долго продлится «театр масок», неизвестно, но зрители премьерного показа уже заметили, что Фигаро — отличное средство если не от вируса, то от переживаний.

Сергей Виноградов