35media.ru

У «электропастухов» на трассе появились помощники. Кто они?

За девять месяцев 2020 года в Вологодской области зарегистрировано 95 ДТП с участием диких животных, в которых пострадало 12 человек. «Голос Череповца» выяснил, на каких автодорогах региона наиболее часто появляются лесные жители, как избежать столкновения с ними и как идет работа по ограждению трасс защитными сооружениями.

Опасные участки. Как рассказал нам начальник управления по охране, регулированию и использованию объектов животного мира облохотдепартамента Роман Мазурец, на территории области насчитывается около 14 миллионов гектаров леса:
— Поэтому неудивительно, что практически все трассы проходят или рядом с лесными насаждениями, или в их непосредственной близости. Естественно, что дикие животные переходят дороги и зачастую становятся виновниками ДТП. Согласно нашей статистике, к наиболее аварийно опасным относятся участки автодорог Вологда — Санкт-Петербург, Вологда – Архангельск и Вологда – Москва. Если более конкретно, то примерно 60 % ДТП с участием зверей приходится на Череповецкий и Устюженский районы. Также в зоне повышенного риска — Вологодский, Грязовецкий, Шекснинский и Сокольский районы. Это связано с большей интенсивностью движения на этих трассах. 70 % аварий происходит в зоне действия знака «Дикие животные». Большинство наездов на животных фиксируется на федеральных трассах.
Примерно 95 % ДТП с участием животных случается по вине лосей, оставшиеся 5 % делят между собой кабаны и медведи. Очень часто водители сбивают и мелких лесных жителей: енотовидных собак и лисиц.
Вес взрослого лося составляет примерно 500 кг, а рост в холке превышает 2 метра при очень длинных ногах. Туловище поднимается над землей примерно на 1,3 метра. Таким образом, тело животного находится выше всех защитных зон автомобиля — бамперов и сминаемых конструкций передней части, которые при столкновении поглощают энергию. При ударе ноги животного подрубаются бампером и лось летит прямо в лобовое стекло. Самое большое количество аварий с лосями происходит весной и осенью, так как в это время они начинают активно мигрировать. Весной самки отгоняют от себя детей, чтобы они переходили к самостоятельному образу жизни. Также в это время наблюдается массовый вылет насекомых-паразитов (оводов и комаров), которые не дают животным спокойно находиться на одном месте. Осенью у лосей-самцов начинается брачный период, они много передвигаются в поисках самки. Добавим, что наибольшую активность лоси проявляют в часы рассвета, а также с заката до полуночи.

Статистика ДТП. В последние годы количество инцидентов с дикими животными держится примерно на одном и том же уровне, но их значительно меньше, чем четыре года назад. Приведем статистику облохотдепартамента:
* в 2016 году на вологодских дорогах таких происшествий было 162 (погибли 3 человека, пострадал 21 человек),
* в 2017 году – 110 (погибло 3, пострадали 14),
* в 2018 году – 106 (погиб 1, пострадали 7),
* в 2019 году — 115 (погибло — 1, пострадало – 22),
* в 2020 году (почти за 9 месяцев) — 95 (пострадали 12).
В частности, в середине сентября этого года ДТП с участием лося случилось на 194-м километре автодороги А-114. Животное внезапно выбежало на проезжую часть, где его сбила автомашина «Киа-Рио». В результате пострадали пять человек: два взрослых и три ребенка. Причем один из несовершеннолетних был госпитализирован.
В этом же месяце на седьмом километре автодороги Череповец – Белозерск автомобиль «Опель» совершил наезд на стаю кабанов, внезапно выбежавших на проезжую часть перед транспортным средством. Машина получила механические повреждения и съехала в придорожный кювет. Люди не пострадали. Несколько кабанов погибли.
Снижение количества ДТП с дикими животными связано с несколькими факторами.
1. Среди водителей ведется большая профилактическая работа.
— В СМИ и социальных сетях власти постоянно объясняют, как следует передвигаться по трассам, чтобы не столкнуться с животными, — говорит Роман Мазурец. — В зонах наиболее вероятного появления лесных жителей на автотрассах установлено более 1 500 предупредительных дорожных знаков «Дикие животные» и информационных щитов.
2. Сотрудники облохотдепартамента проводят ночное патрулирование федеральных трасс с целью отгона животных с обочин в лес.
3. Третий фактор – появление в Вологодской области заградительных систем, установкой которых занимается ФКУ Упрдор «Холмогоры». Выбор мест огораживания происходит на основе мониторинга ДТП с участием диких животных и данных об их миграции.

Защита. Ограждения для защиты дорог от животных делятся на два типа – удерживающие сетки и так называемые «электропастухи».
* Первый вид заграждения состоит из надземной части (стойки с закрепленной на них металлической сеткой) и фундамента.
* Электроизгородь представляет собой несколько рядов натянутого стального троса, который закреплен на деревянных опорах с применением изоляторов. На стальной трос периодически (примерно раз в секунду) подаются импульсы высокого напряжения от специального генератора-пульсатора. Когда животное касается проводника, через его тело протекает небольшое количество электричества (не более 3 мА·с). Для жизни и здоровья такой электроудар неопасен, однако его достаточно, чтобы животное боялось повторного касания электроизгороди. В качестве источника энергии используются четыре электрических аккумулятора напряжением 12 вольт, подзарядка которых осуществляется посредством солнечных панелей. Контроль за функционированием изгороди ежедневно ведется специалистом при помощи специального прибора-тестера.
В нашей области первую электрическую изгородь построили в 2013 году на границе Вологодского и Шекснинского районов (участок с 42-го по 47-й км автодороги А-114). На данный момент сотрудниками ФКУ Упрдор «Холмогоры» на федеральных дорогах Вологодской области установлено около 57 км защитных ограждений:
* примерно 12 км — электроизгородь (2,6 км — на автодороге А-119 Вологда – Медвежьегорск, 9,2 км — на автодороге А-114 Вологда – Тихвин);
* почти 45 км — удерживающая сетка (6,7 км — на автодороге А-119, 38,3 км — на автодороге А-114).
Эффект, говорят специалисты, есть: на дорогах, где раньше фиксировали до нескольких десятков аварий с участием диких животных, с момента ввода в эксплуатацию ограждений подобных ДТП не было.

Как избежать столкновения?
Чтобы свести к минимуму вероятность столкновения с крупными животными на автодорогах, достаточно соблюдать несколько правил.
1. По возможности избегать передвижения по трассе ночью.
2. В темное время суток включать дальний свет фар,
3. Снижать скорость на участках, где установлены предупреждающие дорожные знаки и лес подходит близко к дороге.
4. Если вы заметили животное, не стоит сигналить или пытаться объехать его. Нужно остановиться, включить знак аварийной остановки и продолжать движение только после ухода животного с дороги.
Добавим, что в случае гибели животного причиненный природе ущерб возмещается за счет страховой организации, с которой владельцем транспортного средства был заключен договор ОСАГО. За сбитого лося он составит 80 тысяч рублей, за медведя – 60 тысяч рублей, за кабана – 30 тысяч рублей.

Клим Снегов, газета «Голос Череповца»