35media.ru

Сталь-путешественница

Все череповчане ждут 2022 год. Тогда будет запущен в эксплуатацию второй мост через Шексну, который даст толчок дальнейшему развитию города. С неменьшим трепетом его ждут и череповецкие металлурги. Ведь они произвели и поставили 9 200 тонн горячекатаного проката для основных металлоконструкций будущего моста. Но одним Череповцом география поставок не ограничивается. Череповецкий металл, начавший свою историю 65 лет назад, постоянно отправляется в дальние командировки. «Голос Череповца» составил карту страны с интересными объектами, построенными с участием продукции ЧерМК.

Уникальная арматура. Череповецкий металл достиг самой восточной точки России – Владивостока. Для вантового Русского моста изготовили новую арматуру «Арманорма» — уникальную продукцию, разработанную и запатентованную компанией «Северсталь» и ставшую одним из ее брендов.
Арматура – это стальные стержни, которые можно видеть при строительстве разных сооружений: жилых домов, детсадов, школ, мостов. Арматуру закладывают в фундамент и бетонные конструкции для того, чтобы усилить эти твердые, но в то же время хрупкие материалы. И в нашей стране, и за рубежом ассортимент выпускаемой арматуры достаточно широк. Не отстает и «Северсталь»: катает разную арматуру на сортовых прокатных станах ЧерМК.
— В стране появляется все больше уникальных объектов ответственного назначения. А значит, они должны быть построены из надежных, прочных материалов. Несколько лет назад мы разработали новую арматуру — «Арманорма А-600С». Для ее изготовления придумали уникальную марку стали 20Г2СФБА. Химический состав этой стали обладает комплексом свойств, которые придают «Арманорме» универсальность в использовании. Она не только очень прочная, но и пластичная — не треснет там, где могут треснуть другие виды арматуры. Если вы возьмете прут из «Арманормы» и попытаетесь завязать его в узел, он не лопнет. Еще одно важное свойство: она выдерживает температуру воздуха до минус 100 градусов! Все ее характеристики подтверждаются тестами в лабораториях перед отправкой заказчикам. На изготовление и проверку арматуры на один заказ уходит около месяца, — рассказал руководитель направления по развитию продуктовой категории «Сортовой прокат» «Северстали» Дмитрий Манаков.

«Дух захватывает!» Москва, Калининград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Самара, Саранск, Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург. 12 стадионов в этих 11 городах приняли в 2018 году матчи чемпионата мира по футболу. А при их строительстве использовали череповецкий металл, включая другие виды арматурного проката «Северстали». Так, например, только на одну знаменитую «Зенит-Арену» в Санкт-Петербурге ушло 6 712 тонн арматуры ЧерМК. Ранее, к Олимпиаде, в Сочи построили и другие спортивные объекты с применением череповецкого металла.
— Я был на матчах на «Зенит-Арене» во время чемпионата. Дух захватывает! Ощущаешь свою принадлежность к празднику жизни. К стадиону в Петербурге ведет Западный скоростной диаметр, также построенный с участием ЧерМК. Получается, едешь по своей арматуре! – смеется Дмитрий Манаков. – Моя дочь учится в университете в Москве. Приезжаю, и гуляем около башен делового центра «Москва-Сити». Фотографируемся на фоне, и я с гордостью ей говорю: «Смотри, дочь, в этом есть папин труд!» Ведь при строительстве использована как раз наша «Арманорма». Остался в памяти и сложный зарубежный заказ: будучи еще сортопрокатчиком, вместе с коллегами участвовал в поставке «Арманормы» для закладки фундамента АЭС «Аккую» в Турции – крупнейшего проекта в истории российско-турецких отношений. Запускали ее строительство в 2018 году вместе президенты России и Турции!

Не боится пули и холода. Крайний Север, Северный Ледовитый океан, другие границы огромной страны, Сибирь – это тоже маршруты путешествия череповецкого металла. Почему так неконкретно? Дело в том, что ЧерМК поставляет более 10 марок стали в адрес предприятий оборонной промышленности страны. К примеру, горячекатаный травленый прокат марки спецназначения применяют в производстве установок систем залпового огня: металл выдерживает огромные перепады температур.
Биметалл ЧерМК стал основой ледовой защиты атомного ледокола «50 лет Победы», который до недавнего времени считался самым крупным в мире. Уже 22 сентября на свое «рабочее место» в Мурманск отправился занявший этот титул атомоход «Арктика». Прокат «Северстали» использован во внутренней обшивке, внутреннем основании и оснастке судна, а также применялся во временных конструкциях. И скоро в семействе этих судов появится и еще более мощный собрат: проламывать лед на Северном морском пути будет атомный ледокол проекта «Лидер». На его строительство уже направили 1 200 тонн металлопроката.
Также огромное значение имеет сталь для трубопроводов – газовых и нефтяных, которые проложены в условиях экстремальных температур. Стали с особыми свойствами на ЧерМК получают в цехе внепечной обработки конвертерной стали.
— С конвертера в цех поступает ковш с полупродуктом в виде жидкого металла. Наша задача – достичь определенного химсостава для конкретной марки стали для заказа. Жидкий металл мы нагреваем, перемешиваем при помощи инертных газов. Это позволяет выровнять химический состав и температуру металла. Добавляем ферросплавы – легирующие элементы, чтобы получить определенные свойства металла. Затем начинается вакуумирование стали: идет дегазация металла – убираем вредные газы, — объяснил начальник цеха Александр Маслов. – Как получают сталь, которая не боится холода? Все зависит от ферросплавов. Например, для судостали добавляем титан, разные виды хрома. В криогенных марках стали для ледоколов содержание некоторых элементов гораздо выше, чем в стали для обычных судов.
Металл по производственной цепочке поступает в цех разливки конвертерной стали только после подтверждения химического состава стали, который выполняют в лаборатории предприятия.
— Лично я из череповецкого металла пока видел только башни «Москва-Сити». Надеюсь, что увижу и другие объекты в городах России. Мы с коллегами очень ждем новый мост через Шексну, как и весь Череповец, испытываем гордость быть сопричастными к строительству этого важного объекта, — поделился Александр Маслов.

Красота без коррозии. «Стальной бархат», «Стальной шелк» и «Стальной кашемир» — виды проката с полимерным покрытием, которые также являются брендами ЧерМК. В уже упомянутой Казани есть неспортивный объект – мечеть Кул-Шариф в музее-заповеднике «Казанский кремль». Голубая крыша мечети – это и есть прокат «Северстали».
— Прокат с полимерным покрытием мы производим с 2006 года на последних этапах производственной цепочки. Полосу стали оцинковывают на агрегате, а затем на нее наносят полимерное покрытие, состоящее из грунтовочного слоя и цветной отделочной эмали. Все покрытия проходят целый комплекс ускоренных климатических испытаний, которые длятся до года: воздействие ультрафиолета, воды, сернистого газа, соляного тумана, холода до минус 60 градусов. Испытания подтверждают, что наши бренды, использующиеся на крышах и фасадах зданий и сооружений, могут прослужить, не подвергшись коррозии и другим видам деформации, 20 – 50 лет! – отметила менеджер направления по разработке новых видов продукции Дирекции по маркетингу и превосходному клиентскому опыту Ирина Ванхонен. – Заказчики присылают нам фотографии получившихся объектов. Это и жилые дома в разных уголках страны, включая коттеджи, заборы, и промышленные здания, и сельскохозяйственные объекты. Смотришь на них – возникает чувство невероятной гордости!

«Движущаяся сталь»
Сложные марки автостали череповецкие металлурги считают еще одним своим брендом. Лицевые детали автомобилей всех иностранных марок, легализованных на территории России, делают из череповецкого автолиста. Продукт отличается легкостью и прочностью. Вес металла в сталеплавильном ковше составляет 340 тонн. Одна штампованная автодеталь весит от 10 до 50 кг. Это значит, что из одной плавки стали производят детали сразу на несколько тысяч автомобилей.

На фото:  для возведения Русского моста во Владивостоке применили уникальную арматуру «Северстали» – «Арманорму».

Алина Волкова, газета «Голос Череповца»