35media.ru

Как помочь ребенку с низкой самооценкой?

«Моя дочь очень не уверена в себе. Ей 14 лет. Она всегда была стеснительным, робким ребенком. Мы думали, когда повзрослеет, робость пройдет. Но ее самооценка остается низкой, она все больше замыкается, боясь сделать неправильно, отказывается от новых дел и идей. Как ей помочь?»
Виктория, 39 лет


На вопрос отвечают психологи проекта «Выбери жизнь» благотворительного фонда «Дорога к дому» Екатерина Давыдова и Виктория Никитина.

В чем проблема? Важно понимать, что от того, какая самооценка будет сформирована в детстве, зависит вся жизнь человека. Эта проблема была и всегда будет актуальной. Низкая самооценка мешает ребенку благополучно учиться, быть уверенным в себе, строить гармоничные отношения с людьми. Как правило, такие дети, а впоследствии взрослые слишком обидчивы и ревнивы, с одной стороны, не умеют выстраивать личные границы и потому часто зависают в деструктивных отношениях. Кроме того, низкая самооценка может быть одной из причин депрессии у детей и подростков.
На самооценку влияет то, как к ребенку относятся окружающие, и его осознание особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически — родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

Что влияет? В каждом возрастном периоде на формирование самооценки влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. Например, у младших школьников ведущей является учебная деятельность, и успехи в учебе способствуют повышению самооценки. Самооценка у детей предметна и зависит от конкретной ситуации.
У мальчиков и девочек причины заниженной самооценки одинаковые, а вот способы формирования самооценки отличаются. К примеру, навряд ли мальчик будет переживать, что его волосы не густые и не красивые, а девочка — что не может забить мяч в ворота. То есть девочкам важнее внешние признаки, похвалы, подарки, достаточно просто сказать: «Ты очень красивая», «У тебя хорошо получается рисовать». Мальчики настроены более практично: если они подарили рисунок, нужно его использовать, повесить на стену. Если похвалили его силу, нужно провести реальную схватку, чтобы он обязательно «победил».
Нам задают вопрос: «Как отношение отца влияет на самооценку девочки?» Конечно, если папа восхищается своей дочерью, то шансы, что у нее сформируется заниженная самооценка, уменьшаются. Но нужно понимать, что и папа и мама одинаково влияют на формирование самооценки у ребенка. И если один родитель будет всячески хвалить, поддерживать ребенка, а другой говорить, что он никчемный, ничего не умеет, некрасивый и т. д., то, скорее всего, у ребенка сформируется неадекватная самооценка. Отмечу, что нельзя преуменьшать роль отца и в развитии самооценки мальчика. Сын подражает отцу, усваивает мужскую социальную роль, и здесь ему необходимо положительное подкрепление со стороны мужчины.

Как проявляется? Понять, что у ребенка заниженная самооценка, можно по разным признакам:
* повышенная самокритичность, неудовлетворенность собственными действиями;  
* чувствительность к критике, чрезмерная обидчивость; * постоянная боязнь совершить ошибку, робость;
* стремление угождать;
* смутное ощущение вины;
* склонность к депрессии;
* враждебность к окружающему миру.
Ребенок постоянно ожидает замечания, выстраивает систему оправданий, соблюдает оборонительную тактику отношений, готов расплакаться или другим способом воздействовать на эмоции, чтобы его пожалели. Старается уединиться, избежать общих занятий, тем более таких, где необходимо выполнять новые неизвестные действия. Заранее готов к плохому результату, не старается справиться с заданием, обреченно воспринимает свою позицию: «Я хуже других», «У меня ничего не получится».
Дети с заниженной самооценкой стремятся завоевать признание других, ошибочно принимая его за критерий оценки своей персоны. При этом они не всегда выбирают социально приемлемые методы. Например, подростки с низкой самооценкой могут совершать преступления, чтобы казаться «круче» в глазах сверстников. А младшие школьники ябедничают на своих одноклассников учителю, чтобы показаться более положительными на их фоне, заслужить похвалу.

Что делать? Приведем основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы повысить ребенку самооценку.
1. Исключить при общении необоснованную критику. Чтобы указать ребенку на ошибку, критика должна быть направлена именно на его поступки, а не на личность: не «ты плохой», а «ты совершил плохой поступок».
2. Признание личности ребенка. Следует предоставлять детям возможность принимать самостоятельные решения, высказывать свое мнение, иметь личные интересы. Поддерживать его попытки чего-то добиться, поощрять за реальные достижения.
3. Регулярная похвала. Дети нуждаются в постоянном одобрении своих достижений, поэтому их необходимо хвалить как можно чаще — это придаст им веры в собственные силы и укрепит ощущение своей значимости в семье. В случае если у школьника что-то не получается, не стоит его ругать, лучше предложить помощь и попытаться развить его таланты в другой сфере.
3. Научить говорить «нет» при необходимости. Дети с низкой самооценкой фактически не умеют отказывать другим, так как хотят ощутить свою значимость. Но иногда их просто используют в корыстных целях, что не имеет ничего общего с уважением. Необходимо научить ребенка говорить «нет» в таких ситуациях и помочь распознать недоброжелателей, обсудив с ним конкретный случай.
4. Ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми. Все знают шутку про сына маминой подруги, который во всем лучше. Каждый ребенок уникален! У всех бывают успехи и поражения. Задача родителей похвалить за успехи и поддержать в неудачах, помочь справиться с негативными эмоциями.
5. Помощь в самореализации. Иногда в школе дети не могут самореализоваться, так как не попадают под стереотипы данного коллектива. Родители должны предложить своему чаду посещать какую-либо спортивную секцию или кружок, чтобы он мог познакомиться с новыми людьми и реализоваться в другом коллективе на основе собственных интересов. При этом выбрать занятие должен сам подросток.

P. S. Если проблема низкой самооценки сохраняется у ребенка на протяжении длительного времени, то необходимо обратиться к специалисту. Отсутствие своевременной корректировки поведения может стать причиной усугубления комплекса неполноценности и перерасти в депрессию или невроз.

важно
Причины заниженной самооценки:
* неблагополучные родители или другие лица, которые играют важную роль в жизни ребенка,
* стрессовые жизненные события,
* травма или оскорбления,
* плохая успеваемость в школе,
* плохое отношение со стороны сверстников,
* одиночество,
* постоянная критика,
* завышенные требования и т. д.

Где получить консультацию?
Консультацию по вопросам детских трудностей, семейных и детско-родительских отношений можно получить по телефону доверия благотворительного фонда «Дорога к дому» 288-588.

Инна Анохина, газета «Голос Череповца»