35media.ru

Как «Голос Череповца» спас читательницу от мошенников

Каждое четвертое преступление в Череповце совершается дистанционным способом. Мошенники, точно опытные актеры, разыгрывают очередной спектакль. Несколько лет не выходит из «репертуара» сценарий звонков из банка: горожан пугают крупными кредитами, которые якобы в этот момент кто-то пытается оформить на их имя. Или звонят от имени директора предприятия и просят срочно перевести все деньги из кассы на закуп оборудования или товара.

«Вы мне больше не звоните!» «Каждый вторник я покупаю газету «Голос Череповца», с самых первых ее выпусков, и очень ее люблю, — рассказала нам читательница Августа Уварова. – Внимательно читаю все материалы и, конечно, не пропускаю статьи на криминальную тему. Например, вы неоднократно подробно рассказывали, как действуют мошенники, что говорят и как нужно вести себя. И эта информация мне недавно очень помогла!»
Звонок на мобильный телефон Августы Алексеевны поступил с московского номера, собеседник представился сотрудником службы безопасности банка.
— Он что-то говорил про кредиты, я сразу насторожилась и, поспешно распрощавшись с ним, положила трубку, — продолжает Августа Алексеевна. – Позвонила вам в редакцию, пообщалась с редактором, которая посоветовала мне обратиться в полицию. Так я и сделала, набрала номер дежурной части, объяснила ситуацию. Вскоре ко мне пришел наш участковый – хороший такой молодой человек, молодой, вежливый. Сидим мы с ним разговариваем, как в это время мне снова звонят с того же номера! Ну, я и попросила участкового взять трубку. Он представился, и звонивший сразу бросил трубку. Через какое-то время они мне в третий раз позвонили. Я напустила строгости в голос и твердо заявила: «Вы мне больше не звоните, мне от вас ничего не надо!» И положила трубку. Больше они меня не беспокоили. А вообще подозрительные персонажи звонят часто – и на мобильный, и на домашний телефон. То массаж предлагают, то окна в квартире заменить, но я всегда отказываюсь.

Атакуют Заречье. Мы очень рады, что публикации в газете помогли нашей уважаемой читательнице не попасться на удочку мошенников. Журналисты «Голоса…» действительно проводят большую разъяснительную работу по этим преступлениям. И нам очень приятно слышать, что она приносит свои плоды. Вообще говоря, в городе идет огромная профилактическая работа по предотвращению дистанционных преступлений. Листовки и брошюры, аудиосообщения и видеоролики в общественном транспорте, торговых центрах, ролики в социальных сетях, лекции на предприятиях. Есть и точечные мероприятия, которые проводятся при актуализации тех или иных преступлений.
— Во второй декаде сентября был всплеск звонков от «службы безопасности банка», и в минувшие выходные мы провели большое профилактическое мероприятие, обошли более 2 000 адресов граждан, еще раз напомнили им о мерах безопасности, — рассказывает начальник УМВД по Череповцу Артем Суманеев. – В случае со звонками из банка самый простой и действенный совет: не продолжайте разговор. Как только слышите про службу безопасности, подозрительные списания со счета или попытку оформления кредита – просто кладите трубку.
Полицейские анализируют и географию звонков, усиливая профмероприятия в том районе, где их поступает больше. Кстати, по статистике, сейчас наиболее уязвимы для атаки телефонных мошенников жители Заягорбского района: 40 % данных преступлений регистрируется именно там.

Предупреждений не услышала. К сожалению, далеко не всегда знание о том, какими способами действуют мошенники, помогает не попасть под их влияние. Одному из потерпевших, жителю Череповца 1973 г. р., мошенники звонили от имени сотрудника банка и напугали сообщением о том, что на его имя неизвестный пытается оформить кредит в 1 млн рублей. Это, чтобы вы знали, еще одна психологическая уловка злоумышленников. Чем крупнее сумма фигурирует в разговоре, тем больше человек поддается панике и, как следствие, выполняет инструкции мошенника. Звонивший убедил череповчанина: чтобы предотвратить оформление кредита посторонним человеком, ему самому нужно оформить заем, что мужчина и сделал в ближайшем отделении банка. А потом через банкомат перевел преступникам 950 тысяч рублей.
Мошенники действуют настолько уверенно и четко, что их жертвы зачастую остаются глухи к попыткам неравнодушных людей остановить их. Например, вологжанка 1948 г. р., когда ей позвонили из «службы безопасности банка» и рекомендовали срочно перевести деньги с карты на резервный счет, отправилась в торговый центр и стала выполнять операции. Ее действия привлекли внимание двух молодых людей, и они стали убеждать пожилую женщину не вестись на уговоры мошенников. Но та им не поверила и… поехала в другой торговый центр, где за 54 (!) операции перевела на счета преступников 800 тысяч рублей.

80 тысяч за 7 миллионов. «Сотрудники полиции отслеживают средства потерпевших и видят, что они в течение нескольких минут «рассыпаются» от Калининграда до Владивостока: деньги снимают в банкоматах во всех городах страны. Дальнейшее их отслеживание — трудоемкая задача, но все же выполнимая», — говорится в сообщении пресс-службы УМВД по Вологодской области. По статистике, раскрывается примерно каждое десятое преступление, совершенное дистанционным способом.
В одном из прошлых номеров «Голоса…» мы рассказывали, что сотрудники череповецкого отдела уголовного розыска задержали преступную группу. Напомним вкратце суть. Работа велась по заявлению череповчанки, которая в 2019 году в течение трех месяцев перевела мошенникам — внимание! — 7 млн 175 тысяч 800 рублей. Несколько лет назад женщина заказывала БАДы, и мошенники обещали компенсацию, но для ее получения нужно было уплатить сначала страховку, потом взнос, и еще один, и еще. Женщина отправила злодеям все накопления и оформила несколько кредитов. В сентябре прошлого года она обратилась с заявлением в полицию. Девять месяцев кропотливой работы, оперативные мероприятия череповецких оперативников в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Уфе, Стерлитамаке дали результат.
— Задержаны четыре оператора кол-центра в Санкт-Петербурге, которые в течение года обзванивали людей по всей России. Сейчас устанавливается нахождение пятого оператора, — рассказывает начальник отделения по раскрытию мошенничеств и преступлений, совершенных дистанционным способом, отдела уголовного розыска УМВД по Череповцу Сергей Булыгин. – Установлена личность управляющей кол-центром и техника, который устанавливал всю аппаратуру для звонков IP-телефонии. Оперативно-разыскные мероприятия продолжаются, устанавливается местонахождение непосредственного руководителя и лица, который на сленге мошенников называется «дроповодом». Это человек, ответственный за сбор денег с «дропов» — людей, которые получали и обналичивали денежные переводы потерпевших в офисах банков, на почте, получали блиц-переводы. Расследование уголовного дела продолжается.
Двое из операторов предпринимают попытки к погашению размера материального ущерба. Один перевел череповчанке 60 тысяч рублей, второй – 20 тысяч. Но в сравнении с 7 миллионами эти суммы кажутся просто копейками…

Повороты сценария. Каждый раз, когда мне приходится писать очередной материал на тему мошенничества, не перестаю задаваться двумя вопросами. Первый: какие психологические методы используют преступники, чтобы убеждать человека перевести им деньги? Как они держат человека на крючке на протяжении нескольких часов (а некоторые телефонные разговоры с потерпевшими длятся именно столько)?
— Нужно понимать, что на том конце провода – отлично подготовленный человек, перед ним – расписанный сценарий реплик. Продуманы все варианты развития событий: что говорить, если человек скажет то-то, какие доводы приводить, если он скажет другую фразу, — объясняет начальник УМВД по Череповцу Артем Суманеев. – А человека такой звонок застает врасплох, заставляет нервничать, паниковать, что и провоцирует его в конечном итоге на необдуманные поступки.
Второй вопрос: где мошенники берут персональные данные граждан? Ведь зачастую они обращаются к ним по имени-отчеству, озвучивают и другую информацию.
— У каждого из нас есть карта лояльности – магазина одежды, гипермаркета, мы участвуем в розыгрышах призов, заполняя анкетные данные, в которых указываем контактную информацию. Кто-то пишет свой номер телефона на страничке в социальной сети. И если у финансовых организаций персональные данные клиентов защищены, то взломать базы торговых организаций злоумышленникам не составляет особого труда, — говорит Сергей Булыгин. – Есть организации, которые занимаются сбором таких баз данных и затем продают их в Интернете. В кол-центре Санкт-Петербурга, где работала преступная группа, на нескольких компьютерах мы обнаружили подобные базы, в которых, кстати, были контакты и жителей Череповца.

Полная подмена. Случается, что мошенники меняют маски. Так, недавно в Череповце прокатилась волна мошенничеств, затронувшая малый бизнес, а именно – цветочные магазины и аптеки. Звонки поступали продавцам якобы от имени начальника. Он говорил, что срочно нужны деньги на то, чтобы закупить оборудование, материал. Для проведения оплаты продавцу необходимо было взять всю наличку из кассы и перевести ее на названный мошенником номер счета. Полицейские активизировали работу в этом направлении, проведя ряд встреч с представителями указанных сфер.
Помните, мы говорили, что мошенники готовы к любым поворотам сценария разговора? Вот яркий пример. Преступники позвонили жительнице Вологды от имени службы безопасности банка, сообщили о подозрительных операциях со счетом, убеждали перевести деньги на резервный счет. Вологжанка заподозрила, что ее обманывают, и оборвала разговор. Через несколько минут ей позвонили снова. Другой собеседник представился… сотрудником дежурной части УМВД Вологодской области. Женщина зашла на сайт и проверила – номер телефона, который отразился на дисплее ее телефона, совпадал! Лжедежурный перезвонил вновь и сообщил: им поступила информация из банка, что с карты вологжанки мошенники пытаются похитить денежные средства, и для их сбережения необходимо все деньги перечислить на резервный счет. Женщина не заподозрила обмана и выполнила указания. Общий ущерб составил около 225 тысяч рублей.
«Сейчас мошенники переходят на более анонимные средства связи, используют IP-телефонию и Интернет. А судя по почерку совершения преступлений, работают явно организованные преступные группы, — сообщает пресс-служба УМВД по Вологодской области. — Это не один человек с одним телефоном, а целые кол-центры, продуманные схемы, большие суммы. Мошенники часто используют программы для подмены номеров, могут прислать СМС или позвонить даже с номера 900, при виде которого у некоторых людей просто отключается разум. Эти программы позволяют звонить даже с номера вашего родственника, чем злоумышленники и вводят в заблуждение. Номер с кодом 495 тоже может подключить любой, это необязательно признак серьезной организации. Мошенники звонят с номера, который указан на обороте пластиковой карты, и сами просят сверить номера. Сначала человек вроде бы усомнился, но при совпадении номеров он продолжает разговор«.

Полезно знать. Думается, нелишним будет напомнить ряд простых правил. «Запоминайте ваши пароли и нигде не записывайте их. Если пароль стал доступен кому-то еще, немедленно измените его. Не используйте в качестве паролей номера телефонов, даты рождения, а также последовательность символов, расположенных подряд на клавиатуре, — прокомментировали нам в пресс-службе банка ВТБ. — Если вам с неизвестных номеров поступили звонки от имени «банковских работников» или СМС-сообщения (например, «Ваша карта заблокирована», «Заблокирована сумма оплаты», «Есть проблемы с проведением операции» и т. п.) — ни в коем случае не перезванивайте на указанные в сообщениях номера. Не сообщайте данные банковских карт: срок действия, контрольный код с обратной стороны карты, СМС-коды подтверждения, а также персональные сведения (серия и номер паспорта, адрес регистрации и пр.). Вам нужно прекратить контакт и самостоятельно обратиться в банк по телефонам, содержащимся на оборотной стороне карты, на сайте банка или в оригинальных банковских документах».

От редакции. В этой статье мы рассказали только о телефонных звонках, а ведь в арсенале мошенников куда больше методов. В следующем номере расскажем, как злоумышленники ищут жертв на просторах Интернета, заставляя людей скачивать и устанавливать приложения на телефон и компьютер. А потом подключаются к ним, чтобы получить пароли банковских карт. Так что продолжение следует.

Сотрудники банка НИКОГДА:
* не осуществляют звонки с просьбой предоставления персональных данных, номеров карт, одноразовых паролей из СМС для подтверждения финансовых операций;
* не просят коды из СМС для отмены совершенных «мошеннических операций»;
* не предлагают для сохранности перевести деньги на специальные счета или установить специальные программы для обеспечения удаленного доступа и управления компьютерами (TeamViewer, AnyDesk, RMS, RDP, Radmin, Ammyy Admin, AeroAdmin).

Злодеи активны в пятницу
За 8 месяцев 2020 года в Череповце зарегистрировано около 3 000 преступлений. 736 из них совершены дистанционным способом. 60 % потерпевших – это женщины. Каждый второй потерпевший – житель Череповца в возрасте 30 — 45 лет. Самые напряженные дни по количеству звонков от мошенников – четверг и пятница. Если количество дистанционных преступлений в 2020 году остается примерно на том же уровне, что и в 2019-м, то суммы ущерба возрастают. Убедиться в масштабе проблемы можно, сверившись с данными криминальной сводки. Возьмем, к примеру, 16 сентября 2020 года. За сутки жители Вологодской области перевели мошенникам 1,6 млн рублей: 23-летняя череповчанка обогатила преступников на 562 тыс. рублей, 64-летняя вологжанка лишилась 150 тыс., череповчанка 1976 г. р. – 192 тыс., 58-летняя жительница Кирилловского района – 450 тыс. Во всех случаях мошенники звонили от имени сотрудников банка.

Марина Алексеева, газета «Голос Череповца»